Рецензия на фильм Мэтта Ривза «Бэтмен»: Сочувствие господину Месть
Оценка: 7 из 10
Блокбастер «Бэтмен» вышел на стриминговом сервисеHBO Max 18 апреля 2022 года. Режиссёр: Мэтт Ривз. В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Барри Кеоган, Энди Серкис, Колин Фаррелл и другие.
Мы живём в таком мире, где Бэтмены сменяются быстрее, чем Терренс Малик монтирует свои фильмы. А сейчас и вовсе не сменяются, а накладываются друг на друга – пока один прощается с ролью, другой спустя много лет к ней возвращается, а третий только вливается в коллектив угрюмых почитателей летучих мышей, чтобы стать лицом новой трилогии о тёмном рыцаре, хотя, казалось бы, о старой ещё никто толком не успел и позабыть. В этот раз, как снова клянутся создатели, всё будет по-другому, свежо и оригинально. Теперь кино про Бэтмена не какой-то там комиксный блокбастер с налётом фэнтези или фантастический боевик, как раньше, это резкий выпад в сторону жанрового кино, в область детективного нуара, где нам, вместе с главным героем, предстоит разгадывать загадки, словно мы с ним давние партнёры. На деле же единственная загадка, которую зрителю предстоит решить (вероятно, каждый это сделает по-своему), зачем, собственно, нам нужен был этот «Бэтмен» и так ли он вообще всем нам необходим?
После предыдущих Бэтменов, познавшего жизнь Кристиана Бэйла и находящегося в шаге от заслуженной пенсии Бена Аффлека, наш ночной мститель снова омолодился. Теперь он – горячий, безрассудный эмо-бой с внешностью Роберта Паттинсона и вечно грустными глазами. Бэтмен Паттинсона – это ночное животное Готэма, жажда мести всё ещё правит его инстинктами, он всего второй год на службе, ведёт ежедневники, а в голове его поёт Курт Кобейн. В его душе, как в Готэме, льёт проливной дождь и застыли вечные сумерки. Такой Брюс Уэйн больше думает, слушает и наблюдает, полноценный Бэтмен-интроверт – тёмный, тихий и тревожный, впрочем, как и весь фильм Мэтта Ривза.
Открывающееся сценой расправы под Шуберта, кино с первых же кадров окунает зрителя в промозглую и тягучую атмосферу прогнившего города, где происходит убийство. Некий Загадочник (его исполняет Пол Дано) затевает игру в кошки-мышки с Бэтменом и полицией, которую в основном представляет лейтенант Гордон (Джеффри Райт): вдохновившись Зодиаком, убийца начинает разоблачать коррумпированных чиновников, оставляя подсказки о том, кем станет его следующая жертва. В процессе расследования этой цепочки убийств Бэтмен основательнее пачкается гнилью подпольной жизни Готэма, встречаясь с преступным боссом Кармайном Фальконе (Джон Туртурро) и его правой рукой Пингвином (неузнаваемый Колин Фаррелл), а также с мелкой воровкой с кошачьей пластикой Селиной Кайл (Зои Кравиц) и сильно изуродованным Джокером в исполнении Барри Кеогана.
Время действия картины Мэтта Ривза выбрано не случайно: Хэллоуин отсылает к культовому графическому роману о Бэтмене «Долгий Хэллоуин», написанным Джефом Лоубом и блистательно проиллюстрированным Тимом Сейлом. Там тоже герой только начинает свой путь борца с преступностью, а детективный сюжет с серией убийств доминирует над всеми остальными условностями комиксного жанра. Роман, как известно, был экранизирован в виде анимационного и, к сожалению, весьма посредственного фильма, а также оказал большое влияние и на Нолана, который взял оттуда взаимоотношения Бэтмена и Харви Дента, перевоплощающегося в Двуликого. Но в целом трилогия Нолана до сих пор остаётся эталоном самобытности, где даже подмигивания в сторону Майкла Манна выглядят как приятное дополнение к полностью независимому, авторскому прочтению героя в костюме летучей мыши.
Ещё на момент выхода «Долгого Хэллоуина» в прессе проскакивали сравнения графического романа с недавно отгремевшим тогда в кино триллером Дэвида Финчера «Семь». За такое сравнение мёртвой хваткой цепляется и Мэтт Ривз, решивший во многих аспектах стилизовать свой фильм под детективный шедевр Финчера ещё и визуально. Обилие мрачных тонов, отсутствие красок, приглушённое освещение, стильная картинка новоиспечённого «оскаровского» лауреата Грега Фрейзера, сочетающая в себе все 50 оттенков чёрного, и, конечно же, использование дождливой погоды в качестве лейтмотива всего фильма. Но есть ли в этом что-то ещё, кроме обычной стилизации? В конечном счёте, почему всё это выглядит, как жалкая попытка Мэтта Ривза скрыть свою безликую режиссуру, мимикрировав под стиль выдающегося мастера? Почему сыгравший в Скорсезе Тодд Филлипс ощущается куда более самостоятельным режиссёром, чем Ривз, играющий в Финчера? Хотя какое откровение можно было ожидать от человека, чьи предыдущие работы включают в себя бледную американскую копию отличного скандинавского хоррора и фильм, целиком состоящий из прямых цитат «Апокалипсиса сегодня» Копполы? Может быть, кому-то пора наконец уже сорвать маску с самого себя?
Не так много можно разглядеть в «Бэтмене» (простите за игру слов, достойную Загадочника) и в плане сюжета. Он движется прямолинейно, последовательно, порой вызывающе медленно, но снова без каких-либо откровений. Зритель и так уже понимает, чем всё кончится, а кино ещё даже к третьему акту не подобралось. Для сценария, который, по словам Ривза, писался и переписывался целых два года, конечный результат вызывает только лишь недоумение. Обойдём стороной предсказуемость развития, заурядные диалоги и персонажей-функций, но ведь здесь абсолютно никакого удовольствия от раскрытия загадок, полная зрительская безучастность, ибо все идеи Загадочника, его задачки и придуманные механизмы смотрятся жутко вторичными даже по сравнению с любой из частей «Пилы».
Актёрский состав подобран грамотно и с воображением, но даже самым ярким актёрам сценарий не даёт особо разыграться. Паттинсон достаточно аутентичен в роли Бэтмена, хорошо двигается, ещё лучше отыгрывает депрессивный настрой, хотя никакого сочувствия наш господин Месть тут всё же не вызывает, а вот как Брюс Уэйн… здесь даже сказать особо нечего, кроме как того факта, что он просто «существует» в этом фильме. С хорошим потенциалом вышли Гордон Джеффри Райта и Пингвин Колина Фаррелла (его игра, пожалуй, наиболее яркая среди всех), Женщина-Кошка – сама по себе, Загадочник – сплошное клише, а дворецкий Альфред (Энди Серкис), откровенно говоря, совсем не получился. Мало того, что роль крошечная, так ещё и толку от неё никакого.
Если с чем и сравнивать нового «Бэтмена», так это с прошлогодней «Дюной». Мэтт Ривз снял точно такой же медленный, затянутый, атмосферный и визуально безупречный арт-блокбастер, который кажется скорее дерзким формалистским упражнением, нежели полноценным фильмом. Как и в случае с работой Дени Вильнёва, о картине Ривза будут долго спорить, восхвалять и критиковать, пересматривать и переосмыслять (можно с уверенностью сказать, что именно кинотеатральный опыт здесь способен склонить чашу сомнений в положительную сторону). Пока же остаётся лишь авансом выписать Ривзу наше доверие, так сказать, за горящие сквозь мрак глаза, ибо у него ещё целых две попытки, чтобы всем нам дать ответ на вопрос, зачем кинематографу так срочно и жизненно необходимо понадобилась новая реинкарнация величайшего детектива из комиксов.
Вадим Богданов, InterMedia