Рецензия на сериал «Смычок»: О чём мечтает кладмен?
Оценка: 5 из 10
Премьера криминального сериала «Смычок» состоялась на платформеStart13 мая 2022 года. Режиссёр: Александр Цой. В ролях: Марк Эйдельштейн, Катерина Беккер, Илья Халмурзаев, Рузиль Минекаев, Кристина Кучеренко и другие.
Пока в ограниченном прокате продолжают идти «Обходные пути», а на Okko выходит «Оффлайн», к новому тренду проектов о закладке наркотиков приобщается и видеосервис Start, запуская «Смычком» отдельную линейку молодёжных сериалов. Вероятно, спрос рождает предложение, и проблема действительно за последние годы стала серьёзнее – неспроста каждая серия «Смычка» открывается тревожной плашкой о том, что в России ежегодно более 10 тысяч человек младше 30 лет оказываются за решёткой за сбыт наркотиков. Тем не менее, ни один из трёх вышеупомянутых проектов нельзя назвать остросоциальным высказыванием, да и в художественном плане к кинематографу имеет отношение, пожалуй, только работа Екатерины Селенкиной.
Молодой и талантливый скрипач Сеня (Марк Эйдельштейн, смешно клеймённый почему-то «русским Тимоти Шаламе») уезжает из родного Пятигорска, чтобы поступить в престижную петербургскую консерваторию. В поезде он знакомится с роковой и бойкой красоткой Лерой (Кристина Кучеренко), которая так кстати оказалась в одном купе с Сеней, хотя их купе больше похоже на СВ, но у Леры почему-то билет на вторую полку, которой там нет (?). Но даже если это реально купе, с большим трудом верится в то, что за все полтора дня пути к ним никто так и не подселился, и они могли в своё удовольствие танцевать вдвоём, заниматься жарким сексом и не съесть ни одного варёного яичка с курой гриль. Всё это лирическое отступление к тому, что уже на этом эпизоде стоило бы усомниться в реалистичности дальнейших событий.
А дальше происходит следующее: наивный простачок Сеня влюбляется в крутую Леру, а та его использует, чтобы протащить свёрток наркотиков через досмотр на вокзале. В итоге Сеню ловит полиция (он успевает предварительно смыть наркоту в туалете), но отпускает, понимая, что его всего-навсего развели «как лоха». Однако сброшенный свёрток не проходит ему даром: после успешного прослушивания в консерватории Сеню снова ловит Лера и знакомит того со своим барыгой, который сначала выбивает из нежного софтбоя всю сахарную вату, а затем ставит на счётчик, мол, полмиллиона к завтрашнему дню. Взвесив все варианты быстро заработать, Сеня решает стать кладменом. Питер бывает жёстким, детка.
Ещё один важный для сюжета персонаж – юный петербуржец Макс (Рузиль Минекаев), который в самом начале сериала вместе со своей девушкой устраивают обоим передоз, видимо, некачественной продукцией. В итоге она – в коме, а он с чувством вины и желанием исправить ситуацию. Однако лечение в специальной клинике стоит больших денег, которых у раздолбая Макса нет. Но как удачно судьба знакомит его с Сеней, вынуждая их уживаться под одной крышей. Естественно, поначалу они друг друга ненавидят (основной конфликт музыкальный – рэп против классической музыки, такое, правда, мы уже видели в прошлогоднем «Солдауте», так что снова создателям «Смычка» ставим «неуд»), но дальше, скорее всего, подружатся.
Вообще, в сериале очень сильно заметна довольно ленивая сценарная работа. Каждый сюжетный поворот – какая-то странная удача или банальная условность, а весь конфликт словно бы фоном для галочки, плюс ещё и совсем не убедительный. Оставленный без денег на жильё Сеня так удачно звонит единственному человеку, с которым успел познакомиться в Питере (молодая ассистентка главного преподавателя в консерватории), а та ему сразу и лёгкую халтурку, чтобы быстро подзаработать, и просторное жильё, и даже саму себя – прямо мечта любого подростка.
Завораживающие петербургские красоты знавали куда более убедительные криминальные истории о молодых людях, волей случая втянутых в беззаконье (нет, это не попытка назвать «Смычок» зумерским «Братом»). Режиссёр Александр Цой снимает просто, стандартно и без выражения. Будь его режиссура чем-то вроде соло на скрипке, её бы дальше первого отборочного тура не взяли. Нет никакого стиля или собственной интонации, отчего и актёрам сложно, да ещё и сценарий на уровне какого-нибудь «Владивостока» или «На районе» — вторичный, блеклый, вечно бубнящий, что наркотики – плохо. А фальшивящая криминальная драма среднего пошива как будто бы нет?
Вадим Богданов, InterMedia