постер к фильму

Рецензия на фильм «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»: Предательство в моём сердце

Оценка: 5 из 10

Фэнтезийное приключение «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» вышло на цифровых платформах. Режиссёр: Дэвид Йейтс. В ролях: Эдди Редмэйн, Джуд Лоу, Эзра Миллер, Дэн Фоглер, Мадс Миккельсен и другие.

Вечер. Хороший и, сразу видно, дорогой ресторан. Двое взрослых мужчин встретились после долгой разлуки, чтобы теперь уж точно разойтись навсегда. Когда-то они были влюблены друг в друга, мечтали жить вместе и стать лучшими магами на планете, но судьба в итоге раскидала влюблённых по разным полюсам. Да, они оба стали величайшими волшебниками, но, правда, один решил пустить полученные навыки во благо, впоследствии став легендарным директором школы Хогвартс, а другой – чтобы достичь мирового господства посредством уничтожения всех маглов, ибо, по его мнению, только чистокровные (арийские) маги заслуживают права на жизнь. Нет, это не романтическая инди-драма от A24 с элементами фэнтези, так начинается третья часть «Фантастических тварей», которая окончательно ушла от сказочного природоведения к старому как мир противостоянию абсолютного добра и абсолютного зла.

«Преступления Грин-де-Вальда» закончились тем, что тёмный маг укрепил свои позиции в мире и переманил на тёмную сторону ещё пачку сильных волшебников. Кроме того, мы, как в плохом индийском сериале, узнали страшную тайну, что Криденс (Эзра Миллер) оказался братом Дамблдора (Джуд Лоу). Теперь Криденс жаждет роковой встречи с родственником, а тем временем Грин-де-Вальду предстоит мировой суд за его преступления (злодея теперь играет Мадс Миккельсен, потому что у Джонни Деппа там свои суды в мире маглов). Параллельно этому Дамблдор собирает свою команду по борьбе со злом, куда входят зоолог Ньют (Эдди Редмэйн), тройка новых незапоминающихся волшебников из Министерства магии и зачем-то пекарь-магл Якоб (Дэн Фоглер), которого задними числом сценаристы вписывают в сюжет второй фильм подряд.

Франшиза «Фантастические твари» задумывалась как лёгкое семейное приключение по миру волшебных зверушек с тонким ностальгическим ароматом серий фильмов про Гарри Поттера. Примерно таким и был первый фильм – яркое и захватывающее фэнтези в американском антураже с россыпью новых, но интересных персонажей. Во что всё это в итоге вылилось? Сгоряча хочется ответить, что ни во что, но ситуация даже хуже. Второй фильм, кроме стремительной деградации по всем фронтам (характеры героев, отношения между ними, развитие сюжета, манера съёмки), «порадовал» резкой и малоприятной сменой фокуса с авантюрных приключений Ньюта на сухое противостояние Дамблдора и Грин-де-Вальда. В результате франшиза «Фантастических тварей» превратилась в историю о том, как юные волшебники под предводительством Дамблдора пытаются победить сильнейшего злого мага, который активно наращивает своё влияние. Стойте, это что-то очень сильно напоминает. Ах да, сюжет «Гарри Поттера»! Те же (драконьи) яйца, только в профиль.

Там, правда, было видно, что всё продуманно заранее, книги написаны задолго до их экранизаций, отчего каждый фильм последовательно вытекал из предыдущего, при этом всегда являясь самостоятельной и насыщенной историей. В случае с «Тварями» в глаза бросается сценарная поспешность, халатность и банальная самокопирка, вызванная либо нехваткой времени, либо отсутствием свежих идей. Два последних фильма выглядят как скомканный и нагло перевранный пересказ 3-7 частей «Гарри Поттера», они вдруг резко стали мрачными, а события в них приобретают стихийный характер – в них нет ни логики, ни оригинальности, а лишь ощущение, что некоторые сюжетные ходы придумывались на ходу и до ужаса вторичны.

Отсутствие развития у персонажей за три фильма тоже бросается в глаза. Ньют как был простачком с фетишем на магических зверюшках, так им и остался. Тот экологический посыл, что с его персонажем подавался в первом фильме, кажется, забыт окончательно и бесповоротно. Что стало с любовной линией между ним и Тиной (Кэтрин Уотерстон), даже писать больно. В третьем фильме про Тину напросто забыли, мол, её повысили, и ей теперь не до них. Зато не забыли про бесполезного булочника, которого во второй части по магии бездарной сценарной работы насильственно вкрутили в сюжет, а теперь продолжили издеваться над некогда милым пухликом, превратив его в окончательно безмозглого сайдкика. Изменился и Грин-де-Вальд: Миккельсен даже не постарался передать ту хищную экспрессию Деппа, как, впрочем, и фирменную грин-де-вальдовскую причёску с зачёсанными назад волосами (у Деппа и Колина Фаррелла она была одинаковая). Максимально ленивая работа здесь, кажется, у всех: при просмотре так и хочется обратиться к актёрам, стилистам, гримёрам со словами «моргните, если вас здесь держат в заложниках».

Новый персонаж триквела, немец Антон Фогель (Оливер Мазуччи), с трибуны произносит такие слова: «Все голоса должны быть услышаны». Он говорит про приближающиеся выборы, но это в той же мере красноречиво описывает то, к чему пришла франшиза «Фантастических тварей». В какой-то момент кажется, что «Тайны Дамблдора» куда больше увлечены репрезентацией, нежели созданием внятного фэнтезийного нарратива с персонажами, на которых тебе не наплевать. Однополые отношения, межрасовый актёрский состав (из которого, честно говоря, ни один персонаж не запоминается), постоянные лозунги о равноправии полов затмевают даже саму историю. Роулинг резко ударилась в тренды, окончательно променяв универсально понятную и доступную сказку о вечных истинах на актуальную повестку с назойливым акцентом на социальную справедливость. Вот только умные авторы не подают всё это в лоб, а стараются прописать как бы между строк. Здесь же попросту некуда прописывать, ибо пустота не только между строк, ею пропитан весь сценарий фильма.

«Тайны Дамблдора», может быть, получше «Преступлений Грин-де-Вальда», но не больше, чем на один грамм бобов Берти Боттса. Фильм никак не расширяет знакомый нам мир «Гарри Поттера», только водит по парочке новых невыразительных локаций, а затем капитулирует в сторону ностальгических визитов в Хогсмид и Хогвартс, где происходят основные действия триквела, и мы можем встретить старых, но ещё молодых знакомых (например, Минерву Макгонагалл). «Фантастические твари» окончательно испустили дух: в истории больше нет магии, в персонажах нет души, а в создателях уже, кажется, не осталось и совести. Одно радует, что Гарри Поттер ещё не родился и не застал того кошмара, что до него творился в мире, придуманном Джоан Роулинг.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости