Дмитрий Дюжев: «Играя Петра I, я потерял сознание»
О ЕГО РОЛИ ПЕТРА I В «ТОБОЛЕ»
– Я изначально понимал, что иду на большой риск, риск осуждения, риск сравнения. Наверное, любого россиянина можно спросить, как выглядел Петр Первый, как он говорил и как он ходил, и каждый ответит. При этом есть прекрасные примеры советского кино, где наши старшие коллеги сыграли Петра Алексеевича. Но если об этом думать, то можно вообще ничего в жизни не сделать. Я основывался на полном понимании того, что я делаю, кто мне советует, и по большому счету, я инструмент в руках режиссера. Это коллективный труд, и при нашем общем коэффициенте полезного действия, и уровня талантливости, нам не стыдно за то, что мы сделали.
О ПОДГОТОВКЕ К РОЛИ
– Я себя представляю в работе над ролью психоаналитиком. Для меня клиент – это моя роль. Моей задачей стоит изучить психологический портрет персонажа. У Петра Алексеевича была очень вспыльчивая манера общения. От его крика люди теряли дар речи. То есть эмоциональность была на высоком уровне. Глазное давление его было высоким, от того и глазные яблоки были чуть навыкат. Ноздри его были всегда приподняты, историки шутят, что у него был обостренный нюх. В то время, как мы понимаем, помыться люди могли себе позволить раз в неделю, и за неделю пищевые жиры застывали в их бородах. От людей пахло едой. И это обостренное обоняние Петра Алексеевича очень раздражало, довольно много мы находили описаний его исторических, когда современники писали, что он очень раздражался на запах людей и часто говорил: «Уйди, не смерди!»
О ЖЕРТВАХ РАДИ РОЛИ
– Рост Петра Алексеевича – 2 метра 04 сантиметра, размер его ноги – 37-й. А у меня 45-й. Я попросил художников сделать мне обувь 43-го размера. Чтобы все время работать с поджатыми пальцами, испытывая боль. Конечно, для того, чтобы было сыграть живого императора, настоящего, нужно было научиться ходить походкой человека с небольшим размером ноги.
О СВЯЗИ С ПЕТРОМ
– Я никому не рассказывал, но на съемках он мне снился. Я даже полежал в его постели, мне дали такую возможность. Мне хотелось понять, что видел он перед глазами. Ведь всюду, где бы в путешествии он ни находился, он просил натягивать низкий потолок. В то время были высокие потолки. Ему специально тканью натягивали низкий потолок. Это какой-то комплекс с детства. На его глазах стрельцы вбегали в царский дом. На его глазах происходили убийства семьи, организованные его старшей сестрой Софьей, после бунта стрельцов, казнь этих стрельцов. И маленький Петр был вывезен тогда, его отвезли в загородную резиденцию, спасали. Выставили войско, ждали, что и за ним придут…
О ТРУДНОСТЯХ В РАБОТЕ НАД РОЛЬЮ
– Однажды, находясь в его состоянии, когда он кричал и люди теряли дар речи, я потерял сознание. Это было на интервью в Риге. Мне казалось, что нужно всем сообщить и сказать, я был в режиме существования Петра Алексеевича и еще жил вместе с ним. Но я выжил. И на это стоит посмотреть.
(Анастасия Новикова, «Телепрограмма», 30.05.2022)