Рецензия на второй сезон «Эпидемии»: Спасительное пришествие Юры Борисова
Оценка: 7 из 10
Второй сезон сериала «Эпидемия» завершился на платформеPremier 2 июня 2022 года. Режиссёр: Дмитрий Тюрин. В ролях: Юра Борисов, Кирилл Кяро, Марьяна Спивак, Александр Робак, Наталья Земцова, Эльдар Калимулин, Виктория Агалакова и другие.
Между выходом первого и второго сезона «Эпидемии» прошло три года, за которые события сериала отчасти успели просочиться в нашу с вами реальность. В 2019-м сериал ощущался не более чем очередной жанровой вариацией на тему жизни в постапокалипсис, но тогда ещё никто не знал, что где-то через год всё человечество познает на своей шкуре, каково это оказаться в лапах точно такого же неизвестного вируса. В эпоху первых локдаунов многие из нас подумывали куда-нибудь уехать подальше от заражённых мегаполисов, как и герои «Эпидемии», подавшиеся в Карелию в первом сезоне. Сейчас, когда пандемия пошла на спад, а шоу по роману Яны Вагнер благодаря Netflix успело стать хитом на Западе, необходимость во втором сезоне стала ещё очевиднее – не только потому, что сериал прокачался в актуальности и актёрском составе, заманив к себе Юру Борисова на пике популярности, но и ради интереса, как на этот раз шоу отзеркалит реалии за нашим окном.
Финал прошлого сезона застал главных героев врасплох, оборвавшись на довольно-таки обидном клиффхэнгере – они добрались до своего заветного озера, но и до них кое-кто добрался. Однако новый сезон начинается так, будто бы всего этого не было, да и вообще вот вам пачка новых героев, а про старых можно пока спокойно позабыть. Среди новых – это запертая в роскошном загородном доме четвёрка хипстеров: фотограф-абьюзер, его девушка-иллюстраторка, мучающаяся/кайфующая от токсичных отношений, казахский татуировщик, скрывающий свою истинную натуру, и немка, скучающая по родине и страдающая от булимии. Но тут в их размеренный быт врывается полумёртвый военный Женя (Юра Борисов), которого герои затаскивают к себе в дом, отогревают и выхаживают.
Пришедший в себя Женя тут же завоёвывает всеобщие симпатии (ещё бы, это же Юра Борисов), ведь он и по хозяйству мастак, и словом поддержать умеет, и сердечко запросто украдёт, да и вообще от всех бед убережёт. Ничего не изменится, даже когда новая группа объединится со старой, которая теперь сильно уступает в интересе и харизме на фоне рубахи-парня Жени, ловко находящего общий язык со всеми, включая скорбящего Сергея (Кирилл Кяро), замкнутого Мишу (Эльдар Калимулин), своенравную Полину (Виктория Агалакова) и даже в конце концов недоверчивого Лёню (Александр Робак). В той группе произошло, по сути, два больших изменения: во-первых, у всех мужчин отрасли приличные бороды, а одна из женщин – пассия Сергея Аня (Виктория Исакова) – не пережила межсезонье, сгорев заживо в одном из флэшбеков.
Вторая «Эпидемия» берёт такой резкий по отношению к первому сезону крен в истории во многом за счёт смены сценаристов, решивших больше не опираться на романы Вагнер и придумать полностью оригинальный сюжет. Отсюда образовался скомканный переход между сезонами (второй вовсе начинается так, будто бы для тех, кто не обременял себя просмотром первого) и множество эпизодичных условностей, пущенных на самотёк. Например, прожившие какое-то время в условиях высокой радиации герои из первой группы как по волшебству исцеляются от лучевой болезни, только покинув зону поражения (хотя все они покрылись нарывами, у них выпадали зубы и волосы).
Юра Борисов и без помощи сценаристов мог бы стать лидером в любой компании, но тут они зачем-то сделали так, что ему попросту не с кем соперничать за зрительские симпатии. Сергея, лидера первой группы, отодвинули на второй план, оставив того молчаливо скорбеть весь сезон о погибшей возлюбленной (но, как мы знаем, драма вписанная в сюжет задним числом, это как рассказ о крутой вечеринке, куда тебя не пригласили). Миша и Лёня также сильно уступают Жене, хотя у Робака в этом сезоне роль заметно более значимая, а про лучшего персонажа предыдущего сезона – врача Павла (Александр Яценко) – никто даже не вспоминает.
В итоге получается, что второй сезон «Эпидемии» можно запросто нарекать именем Юры Борисова, что, впрочем, уже веская причина для просмотра. Фанаты актёра и вовсе останутся в восторге, отмечая для себя забавные сходства его нового героя с предыдущими громкими ролями, например, предыстория Жени напоминает судьбу капитана Волконогова, а дорога на Мурманск им совсем недавно была протоптана в «Купе номер 6».
Женя постоянно обращается к своему умершему брату Лёхе, что выстраивает одну из заглавных тем второго сезона: связь между живыми и мёртвыми. В этом сезоне героям приходится сражаться уже не с силовиками, бандитами или зараженными, а с потусторонними силами. Во второй серии разыгрывается славянское «Солнцестояние», затем герои столкнутся с древними мистическими силами, шаманскими обрядами, а один из персонажей вовсе попадёт в свою загробную жизнь, где будет вести борьбу иного порядка.
«Эпидемия 2» обогащена религиозными мотивами и образами (чего стоит только Троица в кабине машиниста электропоезда!), уводящими историю о выживании в мире после апокалипсиса в притчу о спасении человеческой души. Пастором в этом духовном путешествии в райский сад (которым находчиво оборачиваются сакральные и печально известные для русского человека Соловки) является именно Женя, постоянно наставляя героев на путь истинный, по возможности жертвующий собой в общее благо и всегда готовый обнять любого, нуждающегося в утешении.
Немаловажную роль в этом путешествии сыграли дети, Сергеев сын Антон и спасённая из славянской секты молчаливая Нина, каждый из которых в этом сезоне связан с литературными историями самопожертвования: мальчика воодушевили подвигом Матросова, а девочку заставляли зубрить наизусть Библию. Отсюда напрашивается ещё одно послание второго сезона: даже на грани краха цивилизации именно культура, проявляемая хоть исторической литературой, хоть религиозными писаниями, спасёт человечество от окончательной гибели.
Как фантастический сериал чисто развлекательного толка «Эпидемия 2» запросто может разочаровать: повествование слишком неровное, где после одной разрывной серии идут две проходных, какие-то герои прописаны заметно лучше других, а сценарий полон набивших оскомину условностей. Однако второй сезон как будто бы и не старается позиционировать себя приключенческим боевиком, это уже полноправное идеологическое высказывание на темы веры, религии и странствия человеческой души, начавшееся с ада в первом сезоне и прошедшее обжигающее чистилище под чутким приглядом по-библейски бескорыстного героя Юры Борисова во втором. Дальше только рай, а там уже возможны любые чудеса.
Вадим Богданов, InterMedia