предоставлено пресс-службой группы "Алиса"

Planeta.ru вспомнила крупнейшие культурные проекты за 10 лет

Planeta.ru вспомнила крупнейшие проекты в сфере культуры за свою историю в честь Дня краудфандинга, отмечаемого в России 7 июня 2022 года, а также собственного 10-летнего юбилея.

Всего за время работы сервиса было успешно завершено 7480 проектов из разных сфер, а авторами привлечено более 1,73 млрд рублей, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе платформы. К культурным проектам сервис отнес музыкальные, театральные, литературные, журналистские и кинематографические.

Первое место по объёмам сборов в топ-10 кампаний, относящихся к сфере культуры, заняла группа «Алиса», собравшая 50 млн на предзаказах трех альбомов - «Эксцесс», «Посолонь» и «Дудка». Ещё 23 млн было собрано на предзаказе сольного альбома лидера группы Константина Кинчева «Белый шум». Фишкой краудфандинговых кампаний «Алисы» стало то, что в рамках крауд-проектов они запускают эксклюзивный предзаказ и печатают альбомы строго по количеству предзаказов.

Рекорд по сборам в рамках одного крауд-проекта принадлежит команде Юрия Шевчука. В 2021 году музыканты впервые за историю группы обратились к поклонникам за поддержкой: сказалось отсутствие живых концертов из-за пандемии. Всего за сутки удалось собрать более 6 млн рублей, а за 3 месяца кампании – более 25 млн рублей. Примечательно, что миллион из собранной суммы группа перечислила в пользу 10 благотворительных фондов-участников предновогодней краудфандинговой ярмарки «Планета добрых подарков». Проект «ДДТ» объединил 8291 человека.

В 2018 году активист Михаил Самин организовал на Planeta.ru кампанию для некоммерческой печати издания Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Книга доступна для скачивания в электронном виде, но довольно объемна, поэтому Михаил решил напечатать несколько экземпляров для себя и своих друзей. В результате за первые сутки кампании был собран заявленный миллион, а за следующие 2,5 месяцев – 11,4 млн. Тираж превысил запланированный в 21 раз. Все «излишки» бесплатно отправлялись в библиотеки и дарились победителям школьных олимпиад. В проекте поучаствовали 7278 человек.

В конце 2020 года группа «Кино» и сын Виктора Цоя Александр решили снять закрытый концерт в цехе петербургского «Севкабель Порта». На странице крауд-кампании можно было купить запись концерта в разных форматах – электронных файлах, аудиокассетах, CD и LP-дисках, а также получить приглашение на съёмки. В кампании поучаствовали 2582 человека, собравшие 9,4 млн рублей. Обозреватель InterMedia Алексей Мажаев отметил, что фильму-концерту «удалось сохранить дух песен Цоя, выведя их новый технический уровень».

Команда радиопрограммы «Один Высоцкий» – журналист Антон Орех и творческое объединение «Ракурс» – с помощью краудфандинга выпустила мультимедийное издание, куда вошли первые 100 глав проекта. Книга выдержала два переиздания, суммарно собрав больше 11 млн рублей. Во второй том вошли главы 101 – 200. Он также был мультимедийным: включал книжную версию и флэшки с аудиоверсией цикла и цифровым архивом Владимира Высоцкого, его живое общение с публикой, воспоминания друзей и коллег.

По данным Кинопоиска, общий бюджет фильма «Ампир V» по роману Виктора Пелевина составил 460 млн рублей. Крауд-кампания режиссёра Виктора Гинзбурга помогла собрать почти 8 млн рублей из этой суммы. Проект примечателен ещё и тем, что в него был сделан самый большой за историю Planeta.ru единоразовый взнос – 5 млн рублей. Дата премьеры переносилась уже несколько раз, и уже снятой картине до сих пор не удалось получить прокатное удостоверение.

Еще одним рекордом стала фотокнига Дмитрия Маркова «Россия в квадрате». Совместно и издательством Treemedia фотограф-документалист Дмитрий Марков уже выпускал свою фотокнигу «#Черновик». Первый крауд-проект по её выпуску собрал на Planeta.ru почти 600 тысяч рублей, а кампания по переизданию – уже почти 3,5 млн рублей. Спустя почти 5 лет после выхода той книги фотограф запустил новую крауд-кампанию, взяв за основу удачную выставку в «Гоголь-центре». Всего за месяц удалось собрать почти 8 млн рублей при участии 3274 человек.

В 2015 году Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» запустили свой первый крауд-проект. За два дня им удалось собрать заявленную сумму – 3 млн рублей, что для краудфандинга семилетней давности было сенсационно. Довольно долго этот результат был рекордным по скорости сбора. К окончанию кампании на счётчике было 7,3 млн, в ней поучаствовали 4389 человек. Собранные средства пошли на запись двух альбомов и двух мини-альбомов.

Спустя четыре года, в 2019-м, Борис Гребенщиков вновь вернулся на Planeta.ru, чтобы вместе с единомышленниками выпустить альбом «Знак огня». На предзаказах этой пластинки удалось собрать 4,6 млн.

В июне 2021 года вместе с фондом «Мой Мио» «Аквариум» объявил о старте благотворительной кампании и выпуске альбома «Дань». Предзаказ альбома был запущен на Planeta.ru - получить диск на физических носителях могли только участники кампании. таким образом удалось собрать 2,6 млн рублей, и все вырученные средства были направлены в фонд поддержки мальчиков с миодистрофией Дюшенна.

Мультильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена» собрал на Planeta.ru 6,1 млн рублей. Он был снят без использования трехмерной графики, все куклы и декорации – результат ручной работы. Премьерный показ состоялся во французском Канне, что символично: именно там 1988 году Бардин получал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за «Выкрутасы». Среди других краудфандинговых проектов режиссера - «Болеро 2017», «Песочница», «Ave Maria», заключительная часть «Трех мелодий».

Завершает десятку самых крупных культурных крауд-кампаний на Planeta.ru телеспектакль режиссера Владимира Мирзоева «Петрушка». Пьеса «Петрушка» шесть лет оставалась только текстом на бумаге, потому что ни один театр не хотел ее ставить. Познакомившийся с ней, режиссер Владимир Мирзоев предложил сделать телеспектакль, на создание которого с помощью 2477 зрителей в 2014 году удалось собрать 5,8 млн рублей.

InterMedia напоминает, что в апреле 2022 г. вышло исследование «Культура и культурные индустрии в РФ», где впервые был проведен детальный анализ краудфандинговых кампаний. Эксперты InterMedia в нем отметили, что краудфандинг – один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов. Кроме того, по итогам исследования оказалось, что именно на Planeta.ru проекты в сфере культуры представлены наиболее широко: на платформу приходится 59% всех сборов культурных проектов и 82% от числа рассматриваемых проектов. В исследовании рассматривались крауд-кампании с января 2015 до май 2021 года.

Последние новости