Рецензия: «Тринадцатое созвездие» - «2022». Между Высоцким и Степанцовым
2022, «АиБ Records»
Оценка: 6 из 10.
Группа Дмитрия «Судзуки» Судзиловского «Тринадцатое созвездие» за свою карьеру записала штук тридцать альбомов - видите, даже утомилась придумывать для них название и поименовала новую пластинку просто по году выпуска. Вероятно, это обидно, но несмотря на колоссальный опыт, на слух группу узнают только поклонники. Включи этот диск кому-нибудь постороннему - тот первым делом начнёт задаваться вопросом, кто это в песне «Коварная татарка» так подражает Владимиру Высоцкому, а вторым делом (дослушав до трека «Сама позвала…»), отметит крен от Высоцкого в сторону Вадима Степанцова. И это не просто совпадение: на протяжении практически всего звучания альбома от этих влияний «Тринадцатое созвездие» так и не избавится. И довольно сложно будет найти песню, про которую можно было бы сказать: «Вот, это типичное «Созвездие». На первый план здесь вечно выходят примеры подражательства, пусть и невольного.
Между тем, в той же «Коварной татарке» тембр и мелодия довольно точно напоминают о Высоцком, да только текст подкачал. Владимир Семёныч, конечно, сочинил много юмористических песен, но делал это одновременно и тоньше, и брутальнее; сложно представить в его исполнении текст, в котором лирический герой сравнивал свою девушку с ханом Батыем. Ну а фразу «завтра я приеду на свидание» Судзиловский поёт так, будто это свидание на зоне. В «Сама позвала…» уже проявляется эротические вольности а-ля Степанцов, однако заметно менее решительные, чем у куртуазного маньериста. «Сама позвала, сама не дала», - ну так себе любовная поэзия. В «Я не хочу сегодня открывать Америк» «Тринадцатое созвездие» демонстрирует ещё более переплетённый клубок влияний, в том числе чуть ли не диско. «Театр», возможно, наиболее близок к собственному оригинальному жанру группы, хотя аллегорический текст, построенный на сравнении театра и жизни, нельзя отнести к суперглубоким философским мыслям.
На «Оде Дану Раковскому» Судзуки опять потянуло в юмор - это ёрнический романс о рокерских хаерах. В «Сахарной метели» «Тринадцатое созвездие» даёт едва ли не симфо-рокового пафоса, а в «Границах приличия» опять подражает Высоцкому. «Баю-бай» Судзиловский посвятил людям, прошедшим сталинские лагеря, и поначалу песня действительно отдаёт чем-то галичевским, но потом всё равно становится шумным роком. Бонус-треком на диске идёт «Blood of the Soul», записанный совместно с Teress: это рэп-номер, но на редкость странный и нетипичный. В целом альбом не оставляет неприятного послевкусия, но и переслушивать его вы вряд ли соберётесь.
Алексей Мажаев, InterMedia