
На CSTB обсудили, как сделать контент российских видеосервисов оригинальным, и стоит ли бежать за трендами
Дискуссия «Оригинальный российский контент в современной реальности: пути развития» состоялась на выставке-форуме CSTB Telecom & Media 20 июня 2022 года. Модератором выступила редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина.
По мнению генерального продюсера компании «Okko» Джаника Файзиева, за последние месяцы у российских продюсеров, которые слишком долго ждали похвалы со стороны зарубежных коллег, произошла смена ценностей:
– Конечно, каждый мечтал получить «Оскар» – это главная награда в киноиндустрии. Мы мечтали, чтобы у нас был Netflix. Не потому, что там есть какие-то миллионы – как выяснилось, никто никаких миллионов никому не сулил. Но просто потому, что это признание мастерства. Теперь, когда это все стало недоступно, у огромного количества моих коллег произошло крушение критериев – как мне оценивать свою работу, если большой иностранный продюсер не может сказать, что я молодец?
По словам спикера, работникам индустрии нужно выработать новые внутренние критерии для самоуважения и новые стимулы для самореализации. Кроме того, по мнению Джаника Файзиева, будущее кинотеатрального проката весьма пессимистично, а выживание кинотеатров он видит только при условии создания большой кинотеатральной сети под крылом у государства.
Исполнительный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Елена Лапина рассказала про проекты, которых, по ее мнению, сейчас очень не хватает российским зрителям. Организация, которую она представляет, выделяет финансирование на проекты для интернета, среди которых – сериалы, контент для соцсетей, игры и прочее. В числе потенциально интересных тем спикер назвала, к примеру, «образ будущего», а также проекты для детей.
– Мы проанализировали возрастные параметры создаваемого контента – стало понятно, что для аудитории 10–15 лет вообще ничего нет. Мы ждем таких проектов. Это тот сегмент аудитории, который мы теряем, потому что в 16 лет получаем человека уже сформированного, – пояснила она.
Кроме того, Елена Лапина отметила, что в преддверии последнего питчинга в ведомство поступило более тысячи сценарных заявок. После технического отсева, связанного с неправильно оформленной документацией, заявок осталось около 700, а до защиты проектов дошли только 140. В результате ИРИ поддержал 114 проектов.
Генеральный директор «МТС Медиа» и видеосервиса Kion Игорь Мишин решил рассказать о том, что сейчас можно считать актуальным контентом для видеосервисов. По его словам, для отработки актуальной официальной повестки есть масса официальных ресурсов, и это не видеосервисы. Спикер отметил, что в феврале-марте 2022 года в компании решили переоценить грядущие релизы в связи с последними событиями, но к маю решили, что лучше ничего не менять.
– Независимо от жанра, независимо от степени провокационности, все наши проекты – про отношения в ближнем круге. Это то, что является актуальным для любого нормального человека, независимо от экономической или геополитической ситуации. Отношения в ближнем круге – это то, что спасает каждого из нас в период каких-то персональных кризисов или больших государственных потрясений. Это отношения отец-сын, мать-дочь, муж-жена, они присутствуют во всех наших проектах. Да и не только у нас – самые яркие, самые интересные, самые успешные проекты – они всегда про то, что беспокоит человека в своем метре, – рассказал он.
Также Игорь Мишин заявил, что Kion продолжит эксперименты с выпуском финальных серий сериалов в кинотеатрах, как это недавно получилось с сериалом «Обоюдное согласие». Как правило, раньше подобные мероприятия сопровождали премьеры первых серий, а не заключительных, но, по мнению эксперта, именно финал, как правило, дает богатую почву для дискуссий.
Говоря об актуальном контенте, заместитель генерального директора видеосервиса Premier Макар Кожухов поддержал мысль, что снимать лучше всего про людей и их общечеловеческие проблемы, а не про актуальные события.
– Если мы возьмем актуальную тему и начнем делать проект, то выпустим его через полтора года. Скорее всего, к этому моменту он попадет в категорию, которую мы называем «вториджиналс», – пошутил он, совместив понятия «ориджиналс» и «вторичность».
Камер и артистов для работы в новых условиях хватит – сочла главный продюсер «Амедиа Продакшн» Наталия Клибанова. По ее словам, задача кино – «создать другой мир, куда можно убежать от проблем и где можно прожить другую жизнь». При этом ценности у этого кино всегда должны быть общечеловеческими. Остроактуальный контент может быть запущен в производство, только если он будет готов «здесь и сейчас» – в пример она привела screenlife-сериал «#СидЯдома», который в период пандемии «помогал не сойти с ума» и был на удивление быстро снят.
– Обычно мы разрабатываем проекты, которые выйдут через год-два. Если мы будем говорить об остросоциальных темах, то это может раздражать людей, которые относятся к ним по-разному. Кроме того, они могут стать совершенно неактуальными через какое-то время. Мы делаем массовый продукт, и нам важно, чтобы его посмотрела не тысяча журналистов, а люди, – прокомментировала она.
Наталия Клибанова отметила, что в любом проекте цеплять всегда должна в первую очередь история. В работе у «Амедиа Продакшн» сейчас находятся два фильма – «Мира» и «Воланд». Спикер отметила, что оба они – как раз про вечные ценности.
Директор «ТВ-3» Лили Шерозия отметила, что ее телеканал – пока что единственный на рынке, способный полностью удовлетворить зрительскую потребность в эскапизме. Для решения этой задачи на «ТВ-3» в последнее время закупили большое количество дорам – корейских сериалов.
– Мы долго приучали зрителей смотреть иностранные сериалы в прайм-тайм. У нас для них есть аудитория. Нам нравится, когда есть 13 сезонов по 16 серий. Поставил «Сверхъестественное» – и полгода зрители живут с Дином и Сэмом, решая, кто из них красивее. Но Голливуд перешел в 8-серийный формат. Приучать зрителя смотреть что-то всего две недели, чтобы потом начинать новую рекламную кампанию, – не наш подход, – объяснила она.
После этого было решено повернуться на восток – в сторону корейских сериалов. Лили Шерозия также высоко оценила китайские, индийские и турецкие сериалы, но, по ее мнению, именно корейские снимаются из расчета на мировой рынок и неподготовленного зрителя.
Сусанна Альперина, подводя итоги дискуссии, отметила, что пока сериалов всем хватает, хотя и неясно, что будет в 2023 году.
Павел Соломатин, InterMedia