Рецензия на сериал «Жиза»: Беги, Якут, беги!
Оценка: 6 из 10
Молодежный криминальный сериал «Жиза» вышел на онлайн-платформеStart23 июня 2022 года. Режиссер: Арсений Робак. В ролях: Максим Сапрыкин, Валентина Ляпина, Александр Робак, Никита Кологривый и др.
Старшеклассник по имени Якут (Максим Сапрыкин) переживает не лучший период в своей жизни. Его отец (Александр Робак) опрометчиво вершит самосуд и оказывается за решеткой. Самого же Якута спроваживают в приют, где царят совершенно не детские порядки. Старшие постоянно вымогают у младших деньги, норовя поставить их на счетчик в дело и не в дело. А симпатичные ему прелестницы воротят нос, предпочитая более зрелых обитателей детдома.
Но злоключения Якута еще цветочки по сравнению с тем, что происходит с красавицей Полиной (Валентина Ляпина). Ее участие в студенческом театре закачивается настоящим трагифарсом, которого не пожелаешь и врагу. Теперь Полину «заказывают» за большие деньги, которые не факт, что даже дойдут до непосредственных исполнителей. Тем не менее, они готовы на все, чтобы хоть чуточку утолить свою жажду тотального разрушения. Припертая к стене Полина решается на отчаянный шаг: объявляет Якуту, что ждет от него ребенка и буквально вынуждает его пуститься в бега.
«Жиза» - сериальный дебют Арсения Робака. Продолжатель актерской династии с первых же кадров побуждает нас порефлексировать по поводу отцов и детей в современном кинопроцессе. Пока герой Александра Робака хладнокровно и без излишней суеты бьет точно в цель, его экранный сын дрожит от страха и, цепенея, закатывает от ужаса глаза. Так же ни шатко, ни валко развивается действие в двух первых сериях «Жизы».
Жанр ленты его создатели характеризуют как нечто среднее между социальной драмой и комедией. Основной вопрос, что же все-таки считать здесь смешным. Остроумных шуток в «Жизе» пока не предвидится. Не считать же таковыми постоянно возникающие на экране надписи, поясняющие, к какой конкретно статье УК РФ относятся творимые персонажами деяния. Пару раз этот прием действительно вызывает снисходительную ухмылку, но следом быстро набивает оскомину.
Снимая «Жизу», Арсений Робак во многом ориентировался на поколение тиктокеров. Отсюда лоскутное повествование и обилие нарочитых лирических отступлений, а цитаты из уголовных статей как раз можно считать несколько неуклюжим мастер-классом для зуммеров: что их ждет в жизни, если они будут непослушными мальчиками и девочками. Правда, линия со сластолюбивым преподавателем, решающим проблемы чересчур радикально, может негативно воздействовать на их неокрепшую психику.
«Жиза» могла бы стать метафорой поиска полнокровной жизни в условиях всеобщей потерянности и сиротства. Выбранная форма роуд-муви как нельзя лучше подходит для такого расклада. Проблем здесь, собственно, две. Во-первых, к концу второй серии роуд-муви так и не началось. Во-вторых, нет никакой гарантии, что захватывающие дорожные приключения не будут перебиваться очередным «клипом» под музыку вялых фрешменов. Ведь даже напряженную сцену в психбольнице авторы фильма умудрились свести именно к такому балагану. Так что это даже не «Жиза», а шиза какая-то получается…
Денис Ступников, InterMedia