Рецензия на фильм «Главная роль»: Когда заканчивается кино?
Оценка: 8 из 10
Комедийная драма «Главная роль» выходит в российский прокат 30 июня 2022 года. Режиссёры: Мариано Кон и Гастон Дюпра. В ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Оскар Мартинес, Хосе Луис Гомес и другие.
Одна из ярчайших картин прошлогоднего Венецианского кинофестиваля и, пожалуй, самая смешная комедия 2021 года всё же добралась до российского зрителя. Это испанская лента «Главная роль», выполненная в любимом многими синефилами жанре «кино про кино». Но в отличие от проектов вроде «Горе-творца» или недавнего «Предложения», посвящённого созданию «Крёстного отца», фильм Мариано Кона и Гастона Дюпра рассказывает не о конкретном производстве реально существующего фильма, он целится в собирательный образ создания среднестатистического европейского фестивального кино. И, конечно, хорошенько его стебёт.
Некий миллиардер на закате свой жизни задумался о том, как мир запомнит его после смерти. Он решает инвестировать в своё наследие, но пока не знает, каким оно должно быть. Может, это будет мост его имени, который миллиардер подарит городу? Или спродюсированый им шедевр кинематографа, что войдёт в историю? Точно! Миллиардер выкупает права на книгу Нобелевского лауреата, находит самого модного и любимого в фестивальных кругах режиссёра – эксцентричную Лолу (Пенелопа Крус), и двух харизматичных актёров на главные роли – секс-символа и суперзвезду Феликса Риверо (Антонио Бандерас) и опытного, тщеславного драматического актёра Ивана Торреса (Оскар Мартинес).
Не очень удачно адаптированная для российского зрителя локализация «Главная роль» в оригинале называется «Официальный конкурс», что куда точнее отражает идею фильма: не просто показать противостояние двух матёрых карикатурных кинозвёзд, а высмеять процесс производства фильма, как бы специально заточенного под официальный конкурс престижного мирового кинофестиваля. Простой зритель такой типаж кино может не отличить от обычной европейской или латиноамериканской комедии, но для критиков, хоть раз целиком отсматривающих конкурсное кино на фестивалях, подобная конъектура узнаётся сразу.
В фильме Кона и Дюпра остроумно высмеивается претенциозность авторского кино, все эти пафосные актёры, в нём участвующие, и упивающиеся своим талантом режиссёры. Опять же, всё это будет вдвойне интересно и смешно тем, кто погружён в контекст – работникам индустрии и особенно кинокритикам, уже насмотревшихся десятки картин наподобие той, что снимает Лола со своими актёрами. Однако чтобы насладиться «8 с половиной» Феллини, не нужно смотреть восемь предыдущих фильмов итальянца, ровно как и не обязателен бэкграунд фильмов золотой эры Голливуда, чтобы влюбиться в «Сансет бульвар» или, если более референтно, в «Ла-Ла Лэнд» Шазелла. Так и тут: сатирический подход «Главной роли» будет понятен абсолютно всем, кто смотрел более десяти фильмов в своей жизни.
Не нужно быть ярым любителем кино, чтобы с восторгом наблюдать за великолепной актёрской игрой. Вся троица в равной степени гениальна: Мартинес изображает высоколобого интеллектуала, играющего «по методу», дающего уроки актёрского искусства и в перерывах между съёмок репетирующего, как публично отказывается на сцене от своего «Оскара». Бандерас ещё более уморителен в роли самовлюблённого актёра, для которого нет разницы, в чём играть – в очередной фестивальной драме или в голливудском блокбастере (прекрасная самоирония звезды «Анчартед»!). Не уступает и Крус, чья Лола – именно тот самый «сложный автор», придумывающий для съёмок самые изощрённые методы для большей аутентичности – например, подвесит над актёрами огромный валун для напряжения в кадре или уничтожит все их награды у них же на глазах, чтобы эмоционально перезагрузить каждого их своих актёров.
«Главная роль» — не просто высококонцептуальная производственная сатира на мир кино с остроумным и оригинальным сценарием, это ещё и достаточно умная лента, рассуждающая о нашем восприятии кино. Есть ли какой-то эталон, один для всех? Как отличить талант от пошлости, большого художника от обычного ремесленника, Феллини от Торнаторе в конце концов? Когда заканчивается кино – на финальных титрах, на выходе из зала или в момент, когда перестаёшь о нём думать? Можно ли считать, что фильм не хороший, но быть от него в восторге? А если мы остались в восторге от фильма, он хороший? Как манифестирует Лола, наши предпочтения к какому-то фильму лишь подтверждают нашу закостенелость, и, может, стоит быть разборчивее в своих вкусах? «Нравиться может только понятное, а непонятное – не может. Но среди того, что человеку непонятно, очень много важного».
Вадим Богданов, InterMedia