Карен Шахназаров: «Для России лучше всего китайский или индийский путь, где кинематограф рыночный»
ОБ «ОТМЕНЕ» РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Плохо отношусь. Но я на это просто не обращаю внимания, не переживаю. Мой совет — не думать об этом. В нынешней ситуации по-другому быть не может. Все понятно, страсти накаляются, ясно, что так будет и дальше. Зачем по этому поводу возмущаться? Снявши голову, по волосам не плачут, как говорит пословица. Когда пройдет какое-то время, хочешь не хочешь, культурные связи начнут восстанавливаться. Когда и в какой форме — другой вопрос. Ничего вечного под этой луной не бывает.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО КИНО В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ
- Это большой шанс для российского кинематографа. Я всегда был сторонником существенного сокращения иностранного присутствия на нашем рынке. Я считал, что для России лучше всего китайский или индийский путь, где кинематограф рыночный, государство не финансирует его, но при этом очень ограничен прокат зарубежного кино — там выходит порядка 20-25 импортных картин. Но сегодня это величайшие кинематографии мира. А китайский кинорынок стал первым, обойдя американский.
ОГРАНИЧЕНИЯ ГОЛЛИВУДА ПОЙДУТ НАМ НА ПОЛЬЗУ?
- Я считал, что нам подобное следовало сделать раньше, но это было невозможно — у нас всякие лобби, прокатчики. Когда этот вопрос поднимался, возникали группы влияния, которые говорили, что мы не должны лишать отечественного зрителя иностранной продукции. Но теперь голливудские студии сами это сделали. Этим надо воспользоваться, резко нарастить собственное кинопроизводство. Мы должны выпускать минимум 250-300 картин в год. Это возможно, но нужны правильные решения. Надо менять организацию кино. Кстати, в 1950-е в СССР было "малокартинье", делали десять-15 фильмов в год. Тогда решили нарастить производство, и стало выходить до 250. Сумели же.
О «МОСФИЛЬМЕ» В ЭПОХУ САНКЦИЙ
- В советское время государство выступало продюсером, средства передавали студиям. В наше время наоборот: деньги — у продюсеров. "Мосфильм" в нынешней структуре становится производственно-техническим предприятием, обеспечивающим технологическое производство картин. "Мосфильм" создал базу, которая позволяет увеличить производство. Но сами мы не можем этого сделать — надо менять всю систему или вернуться к советской. Мы же рыночное предприятие, ничего не получаем от государства. Пока у нас все нормально. Есть мощности, запустились новые павильоны. Но не мы определяем общую политику.
О КРИЗИСЕ ИДЕЙ В КИНО
- Фильмы не могут существовать отдельно, это часть социума. Да, кризис действительно есть. Надеяться, что кино выдвинет идеи, за которыми пойдет общество, довольно наивно. Мне кажется, здесь надо говорить о кризисе идей в обществе, а это более серьезная тема.
ОБ ОРИЕНТАЦИИ НА АЗИАТСКИЕ РЫНКИ
- Если у вас нет ничего другого, все закрыли, если вам нечего показывать в кинотеатрах и своего вы не делаете, значит, надо искать другие рынки, новые пути. Моя позиция — лучше делать свое. Но в любом случае фильмы нужно искать там, где вы можете их получить. У нас не было азиатского "присутствия", потому что кинопрокат был схвачен американцами, принадлежал им. Они никого сюда не пускали. В этом смысле мы были самой натуральной колонией. Ушли с рынка наши "владельцы", хозяева, а ямщики остались без лошадей. Что делать? Надо других лошадей искать. У нас был не рынок, а псевдорынок, многие люди, которые на нем работали, не представляют, как это делать по-другому. Они привыкли, что американцы делали все: привозили, дублировали, платили за рекламу. Они руководили, а наши прокатчики получали 15-20 процентов за то, что обслуживали в кинотеатрах этот продукт.
О ВОЗРОЖДЕНИИ ДЕТСКОГО КИНО
- Все дело в организации, никакими деньгами проблемы не зальешь. Я сторонник того, чтобы у нас было больше рыночных проектов. Но для развития детского кино советская система — это то, что нужно. Именно к ней нужно возвращаться в этом сегменте. Именно она создала в мире этот феномен детского кино — нигде, в том числе в США, не было таких фильмов, как у нас, в СССР. Общий настрой у нас в стране: "все советское — это что-то устаревшее и ненужное". Вот и имеем, что имеем. Помимо денег надо все организовать: нужен генеральный продюсер, руководитель, с которого можно спросить. Нужны редакторские группы, разработка сценариев. У нас и кадров толком нет, их необходимо воспитывать.
О ЕГО НОВОМ ПРОЕКТЕ О ХИТРОВКЕ
- Подробно не могу пока рассказать. Сценарий — по мотивам произведений знаменитого русского журналиста и писателя Владимира Гиляровского, который описывал жизнь московских трущоб, и Артура Конан Дойла. Мы смешали двух выдающихся авторов. Главные герои — сам Гиляровский и Константин Станиславский, наш великий режиссер и актер. Время действия — начало XX века. Из этого можно делать свои умозаключения.
(Анна Нехаева, РИА «Новости», 08.07.2022)