Андрей Кончаловский: «Через какое-то время европейцы будут ездить к нам, чтобы вспомнить, как было у них»
О ГРЯДУЩЕМ ЮБИЛЕЕ
- Я не воспринимаю юбилей как повод для чего-то глобального. Во-первых, потому, что большого числа друзей у меня никогда не было и, думаю, не может быть. Это знакомых много. Но я считаю, что за столом должно быть ровно столько человек, чтобы можно было вести беседу. Ну, восемь, ну, десять — это максимум. Если больше, уже начинаются выступления и нужен микрофон. Как-то не очень — микрофон на семейном празднике. Ну, вы сами это понимаете… Я вообще сдержанно отношусь к участию в общественной жизни, то есть не стремлюсь высказываться по любому поводу в любой момент. Я просто не считаю себя знатоком во многих областях, меня пугает роль вещателя или пророка.
О ПЛАНАХ
- Так же, как делал трилогию Чехова, я хотел бы так же поставить трилогию Шекспира: комедия, трагедия, фантазия. Но это точно займет какое-то количество лет. Если бы у меня сейчас было время только для этого, ставил бы сразу подряд. Но готовлюсь еще снять большой сериал. Он займет по меньшей мере год съемок, так что мы должны отложить "Макбета" на конец будущего года.
О «КУЛЬТУРЕ ОТМЕНЫ»
- Я бы сказал, что временно, указом, решением сверху можно все что угодно отменить. Но это все решения не очень самостоятельных политиков… И они не могут иметь продолжительного применения в силу того, что человечество развивается не по каким-то решениям какого-либо правительства, оно развивается по своим собственным законам. Что касается Европы, сегодня надо констатировать, что Европа очень стремительно движется к пропасти — культурной, экономической, идеологической, цивилизационной. Поскольку мы являемся восточной провинцией Европы, надеюсь, нас это не ожидает. И не хотелось бы, но я думаю, что через какое-то время европейцы будут ездить к нам, чтобы вспомнить, как было у них. Поэтому российская культура проживет без Европы. А европейская культура не проживет вообще.
О ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ
- Это же видно по состоянию театра, по состоянию того, что происходит там на фестивалях, на которых зашкаливает политическая корректность, когда на фестивалях нужно, чтобы равное число мужчин и женщин снимали кино. Это же смешно! В один год хорошие картины у женщин, в другой год — у мужчин. Но арифметического равенства не бывает. Отбирать лучшие фильмы таким принципом — это как, я не знаю, выстроить в шеренгу муравьев, ос, шмелей, шершней и тараканов. Вот так: "Встаньте в ряд. Сейчас мы будем все поровну делать". Так не бывает, это просто глупо. Сейчас надо, чтобы это стадо политкорректных деятелей выдохлось. Чтобы на Западе пришло отрезвление, осознание абсурда, только тогда будут предприняты какие-то шаги.
О НЫНЕШНЕМ СОСТОЯНИИ КИНОТЕАТРОВ
- Очень может быть, что кинотеатры со всеми этими пандемиями и прочими ограничениями и санкциями могут совсем загнуться и культура зафиксированного киноизображения может уйти на другие носители — экран домашнего кинотеатра или экран смартфона. Во всяком случае, массовость кинозалов, на мой взгляд, медленно иссякает.
О ДОСТУПНОСТИ КУЛЬТУРЫ
- Бетховена лучше слушать в концертном зале, а мессу Баха лучше слушать в соборе. Но люди сидят и слушают в наушниках. И мы не можем запретить им ничего. В этом смысле цивилизация дает нам какие-то возможности, но и лишает нас других возможностей. Знаете, триста лет назад люди понимали, что на Пасху в Кельнском соборе 200 человек хора, 100 человек оркестра будут играть мессу Баха. Это было событие, к которому готовились несколько месяцев. Женщины крахмалили свои юбки, мужчины тоже наряжались, выбирали время, чтобы поехать, садились на дилижансы и ехали через опасные дороги, где разбойники грабят. Ехали в Кельн слушать мессу Баха. И это было событие на всю жизнь. А сейчас нажал кнопку — одна месса Баха, нажал другую — другой шедевр, третий, четвертый. Все доступно. А чем доступнее, тем менее нужно. Это закон. Изобилие и доступность лишают человека потребности, а значит, желания его удовлетворить…Тут ничего нельзя поделать. Надо просто наблюдать. Ограничивая себя политической корректностью, международные фестивали ограничивают свое влияние. Потому что это становится политическим актом. И тут тоже ничего нельзя поделать
ОБ «ОСКАРЕ»
- Пока есть "Оскар", нужен оскаровский комитет. И нужно делать все обычные шаги: выдвигать свои фильмы, пытаться показывать их миру. Это имеет смысл как стимул для молодых людей. Но про "Оскар" я могу сказать так: пока еще не все поняли, что танцы кончились. Танцы кончились, но люди еще не знают. Они еще танцуют, а музыка уже не играет. Это сложно осознать. Но по тому, что происходит в мире кино, уже все понятно. Двадцать лет назад аудитория "Оскара" была полмира. И это имело коммерческие последствия. А сейчас все это сужается, "Оскар" перестает быть интересным. Я думаю, что в дальнейшем интерес будет снижаться и дальше. Менеджеры в мировом кино настолько напуганы необходимостью быть политически корректными, что очень сложно говорить о великих открытиях.
О ПРОЕКТЕ «ЕДИМ, КАК ДОМА»
- Не могу сказать, что этот проект является главной целью в жизни. Слава богу, у меня другая профессия. И у нас с братом, и у Юли. Эта идея возникает и исчезает, потому что есть более важные вещи в жизни. Есть люди с фанатической энергией, и они достигают успеха в бизнесе. Но этот проект — не главное, чем мне суждено заниматься. Эта идея возникает и исчезает, что-то там происходит. Но вот так, чтобы прямо рвать, толкаться, пробиваться, это надо серьезно подходить к делу, надо быть одержимым этим.
О ПРОГНОЗАХ
- Сейчас мы просто живем во время, когда происходит тектонический сдвиг в развитии цивилизации. С одной стороны, технологии разрушительно действуют на человеческий мозг, они разрушительно действуют на подкорку обилием ненужной информации. С другой стороны, доступность информации убивает память. Люди все меньше и меньше помнят. А чем меньше они помнят, тем меньше они знают. Это особенно происходит в европейской цивилизации, где память становится все короче, короче и короче, а культурой отмены является только одно: культура отмены культуры, культура отмены обязанностей, возвышения прав над обязанностями. И это не происходит в Китае, в Индии, в Латинской Америке — так называемых "непередовых", "отсталых" странах. И поэтому это тектонический сброс целой цивилизации. Шпенглер был прав, мы живем при конце той цивилизации, которая во второй половине ХХ века называлась "послевоенной американской мечтой". Она канула, практически исчезла уже. Мы живем в то время, когда надо искать новые ориентиры. Эпоха джинсов, рок-н-ролла и рэпа подходит к концу.
(Наталья Баринова, ТАСС, 20.07.2022)