Рецензия: Пётр Мамонов – «Незнайка». Коротышки и гроб
2022, «Отделение Мамонов»
Оценка: 8 из 10.
В первую годовщину смерти Петра Николаевича Мамонова на цифровых площадках вышел его последний альбом – тот, над которым он работал почти десятилетие, но так и не успел издать. Зимой «Незнайка» выходил на виниле, и его смогли послушать ценители (увы, немногочисленные). Сейчас двойной альбом доступен для всех.
Мамонов всегда удивлял; не знаю человека, для которого первое знакомство с творчеством Петра не становилось бы шоком. Я и сам читал статьи про «Звуки Му» и слышал некоторые песни, но, увидев Мамонова на сцене, мягко говоря, обалдел. Он не вписывался ни в какие обозначенные рамки. И потом, когда подпольный рок стал частью шоу-бизнеса, не вписывался тоже. Вместо альбомов Пётр Мамонов начал выпускать моноспектакли, а потом хулиган («я самый плохой, я гадость, я дрянь») превратился в религиозного отшельника, в деревню к которому тем не менее валом валили журналисты, выпуская потом интервью, больше похожие на путаные монологи-проповеди.
Мамонов много раз бывал на волосок от смерти, и то, что он не справился с каким-то коронавирусом, тоже всех поразило. Но самое удивительное – что и посмертный двойной альбом «Незнайка» представляет собой нечто неожиданное. Там нет блаженного кривляющегося дедушки, нет хулиганствующего лицедея – там есть очень нестандартно мыслящий музыкант, лидер «Совершенно новых Звуков Му», который научил своих юных коллег дарк-фолку, психоделик-року и мрачнейшему звучанию. И есть потрясающий рассказчик, взявший известный с детства сюжет Николая Носова, и пересказавший его в своей непередаваемой манере. Привычные истории из жизни коротышкек в версии Мамонова звучат очень необычно – при том, что Пётр Николаевич почти не отходил от «канона», в них появляются нелинейные философские глубины, и самые обыденные вещи начинают звучать загадочно и захватывающе. А местами – невероятно смешно: классический сюжет про рваклю и шмаклю под мрачнейший музыкальный аккомпанемент превращается в великолепный образец абсурдистского юмора.
Очень любопытны также музыкальные номера, сюжетно не связанные с «Незнайкой» - хотя у Мамонова одно перетекает в другое по каким-то одному ему известным законам, с которыми слушателю остаётся охотно согласиться. Диск 1 завершается «Девочками», в которых 11,5 минут артист даёт мальчикам установки, как надо относиться к девочкам. В финале диска 2 слушателей ждут «Гроб» - песня о смерти, удивительно, но почему-то уместно смотрящаяся рядом с историями Незнайки и его друзей, - внезапно счастливый «Весенний вечер» и жутковатая кода «Николай», по ритму напоминающая песню «Подруга подкинула проблем» «Двух самолётов», а по подаче – примерно всё творчество группы «Кровосток».
Алексей Мажаев, InterMedia