Обзор: «Легенда. Эдуард Артемьев: Нелюбовь к Beatles, гениальный Тарковский, дружба с Михалковым и уход из кино»
2022, RTVI
Оценка: 8 из 10.
Не все гости программы RTVI полностью соответствуют титулу «Легенда», но Эдуард Артемьев стал идеальным героем проекта. 84-летний композитор за час с небольшим рассказал не только историю своей жизни, но и кучу интересных фактов о других «легендах», с которыми ему довелось поработать. Замечательно, что Эдуард Николаевич обладает невероятной памятью: например, фамилии режиссёров, композиторов, звукооператоров из кинокартин 50-летней давности он произносит без запинки. Мне показалось, что вопросы к Артемьеву можно было бы составить и поинтереснее; тем не менее композитор продемонстрировал сверхспособность давать любопытнейшие ответы на достаточно банальные речи интервьюера.
Кстати, Эдуард он только по паспорту. Кроме официального имени, у него есть ещё одно для близких, которые зовут его Алексеем. Этим он обязан бабушке, которая была очень верующим человеком и не признавала все эти новомодные имена. По православному календарю ближе всего к дате рождения Артемьева был «Алексей – божий человек» - так бабушка и звала внука. Мэтр киномузыки не отличается снобизмом по отношению к попсе и року: да, он не принял музыку Beatles, делая исключение только для «Yesterday», зато восхищается группой ABBA, записывавшей сплошные шедевры. Из нынешних звезд поп-музыки Артемьев выделяет Филиппа Киркорова, Николая Носкова и… Андрея Лефлера.
Эдуард Артемьев объяснил, почему не стал дирижёром: оказалось, что в процессе дирижирования он не получает энергию от оркестра, а отдаёт её практически полностью, поэтому с дирижёрской деятельностью композитор предпочёл закончить. Зато работа в кино оказалась одним из его призваний, поскольку он способен «мимикрировать под любую ситуаци» и писать музыку в разных жанрах. «Больше двухсот фильмов – многовато, да? Но предложений было ещё больше, я выбирал только те, которые были мне интересны», - говорит Артемьев, отмечая, что не брался только за чисто музыкальные картины.
Эдуард Николаевич рассказал о сотрудничестве с лучшими кинорежиссёрами, работа с которыми была совсем не простой. Так, Андрей Тарковский при знакомстве с Артемьевым заявил, что для него существует только один композитор – Бах. Артемьев не спорил, и в конце концов Тарковский даже одобрил его обработку Баха. С Андреем Кончаловским трудно работать над музыкой, так как тот имеет консерваторское образование и любит обсуждать малейшие нюансы партитуры. А его младший брат Никита Михалков, по мнению Артемьева, «обладает экстрасенсорными качествами. После разговора с ним я сразу понимал, какой должна быть музыка в фильме, и почти не ошибался». Знаменитую тему из «Своего среди чужих, чужого среди своих» композитор, по его признанию, сочинил в не совсем трезвом виде: вернувшись домой, он что-то наиграл на фортепиано, ему сразу понравилось, но он тут же забыл сочинённое. «Но есть музыкантский способ это вспомнить», - сказал Артемьев и тут же поделился этим способом со зрителями.
Эдуард Николаевич также поделился забавной истории написания музыки к 90-летию хорового дирижёра Владимира Минина («мне перезвонили и сказали, что он согласен на «Реквием»…»), а в финале интервью назвал себя «крайне неуверенным в себе человеком». И, кажется, вовсе не слукавил.
Алексей Мажаев, InterMedia