Рецензия на фильм «Экспресс»: Держи орех, Сосланов
Оценка: 8 из 10
Победитель кинофестиваля «Окно в Европу», российская комедия «Экспресс» выходит в прокат 22 сентября 2022 года. Режиссёр: Руслан Братов. В ролях: Лев Зулькарнаев, Павел Ворожцов, Артур Хатагов, Ольга Смирнова и другие.
В последние года, когда мы видим кино с кавказскими пейзажами, сразу же на ум приходят выпускники мастерской Сокурова, откуда стартовала новая плеяда молодых и талантливых российских постановщиков. Выпускники московских и питерских киношкол, как правило, снимают о столицах и ближайших регионах, однако Руслан Братов, перепрофилировавшийся из актёра в режиссёра, для своего дебюта вернулся в родной Черкесск, где снял лихо закрученную комедию в духе раннего Гая Ричи «Экспресс», сразу же завоевавшую главный приз выборгского фестиваля «Окно в Европу». А до этого короткометражный фильм Братова «Лалай-Балалай» взял главный приз «Кинотавра». Так что теперь уж точно можно заявлять о рождении новой звезды в отечественном кино.
«Экспресс» повествует о простом черкесском парне по прозвищу Сос (Лев Зулькарнаев), который лелеет мечту срубить миллион в букмекерской конторе. Свои лимиты он уже исчерпал, поэтому сейчас ищёт людей, которые ему помогут оформить очередную клубную карту, позволяющую сделать новую ставку, суть которой - угадать результаты восьми матчей, и только в случае стопроцентного попадания «экспресс» считается дошедшим до победы. В итоге Сол встречает местного простачка-неудачника Олега (Павел Ворожцов), который соглашается на афёру и тем самым катализирует целую цепочку безумных событий, начинающихся со спасения ежа. Теперь Сосу предстоит ощутить себя в шкуре программиста Пола Хэкета из скорсезовского шедевра «После работы»: он окажется в водовороте криминальной реальности родного городка, пытаясь попутно найти свою карту со ставкой, остаться в университете и вернуть красавицу Нину, решившую уехать в Москву. Всё это за один день.
Первым делом картина подкупает, конечно же, видами – обычные многоэтажные панельки, но на фоне живописных гор Северного Кавказа. Пространство, обыденное для его жителей, но свежее в плане кинематографического ландшафта – оно само по себе так и просит сюжета нетривиального, колоритного, цепляющего темпераментом людей его населяющих. И Братов эту кавказскую экспрессию с блеском передаёт на экране – как раз-таки за счёт прекрасно подобранных актёров: практически все – свежие лица (самый известный тут лишь Ворожцов), а пацаны на главных ролях сплошь новички и дебютанты. Отсюда уникальная в своём роде галерея персонажей, каждый из которых как будто бы и не играет, а привносит в фильм что-то своё из жизни – манеру речи, фирменные словечки, какой-то свой природный артистизм.
В «Экспрессе» клином сошлись сразу несколько кинематографических удач для режиссёра-дебютанта. Он снимает в родных краях, следовательно, уверенность на съёмочной площадке выпирает прямо из кадра: причем даже с самого первого, когда мы знакомимся с нашими героями через перспективу канализационной дыры. Дальше будет больше интересных планов, мизансцен, операторских решений, намекающих, что Руслан Братов отлично понимает, чего хочет добиться на экране. Потом – вне всяких сомнений, удачный кастинг и, самое главное, остроумный, очень смешной и небанальный сценарий, который впоследствии запросто может спровоцировать культовый статус «Экспресса» за счёт множества ярких и запоминающихся цитат. Финальная сказка про собак, решивших облизать Луну - это вовсе, кажется, что-то из репертуара Турецкого из культового «Большого куша».
Молодой Гай Ричи тут действительно проглядывается между гор – особенно его в той же мере авантюрный «Карты, деньги, два ствола» (вот только сценарий здесь умудряется полностью избежать мата и крепких словечек, при этом оставаясь богатым на чёрный юмор и хлёстким на крылатые выражения). Но в целом «Экспресс» не держится ни за какой конкретный западный референс, в нём много своего, родного. Живые диалоги и живая энергетика моментально выбивают дебют Братова из потока лавинообразной отечественной продукции, где коммерческий потенциал в большей мере берётся в расчёт, чем идейный энтузиазм снять что-то жанровое в регионах нашей необъятной. Однако у Руслана Братова «Экспресс» сыграл по всем позициям, сначала дойдя до главного приза в Выборге и влюбив в себя первых зрителей, а теперь нацелившись и на более широкую аудиторию, которая обязательно оценит свежесть и лаконичность столь самобытного дебюта.
Вадим Богданов, InterMedia