Обзор: «Пропаганда» — группа, которая радикально изменилась
2022, «Истории русской попсы»
Оценка: 9 из 10.
В сущности, группа «Пропаганда» никогда не занимала высоких мест в табели о рангах русской попсы, хотя и отметилась несколькими треками «на все времена»: «Белым мелом», «Супердетка», «Яй-я». Кроме этого, ансамбль выделялся неудачным для жанра названием (хуже, на мой вкус, только «Премьер-министр»), а также тем, что автора всех песен Вику Воронину после ухода из группы лишили прав исполнять её произведения. Собственно, именно эта абсурдная и несправедливая история с Викой, скорее всего, и «триггернула» автора цикла Олега Кармунина посвятить выпуск «Пропаганде». Но в процессе погружения в тему он накопал в биографии гёрлз-бэнда ещё массу интересного.
«Пропаганда» была продюсерским проектом, но на фоне остальных девичьих групп отличалась «уличным» имиджем и использовала в песнях много речитатива. 18-летняя Вика Воронина прекрасно уловила стиль и сочинила не только «Мелом», но и весь дебютный альбом «Детки», который Олег Кармунин горячо рекомендует переслушать прямо сейчас. Я переслушивать не стал, но перечитал свою (хвалебную, как ни странно) рецензию 20-летней давности, в которой есть, например, следующий вывод: «Как бы то ни было, результат удивителен: попсовую пластинку «Детки» не стыдно слушать в любой компании».
В сущности, сейчас почти вся девичья попса так выглядит, и у «Пропаганды» был шанс стать иконой жанра. Но продюсер Изотов решил, что широкие штаны плохо продаются, и повелел участницам группы стать, как «ВИА Гра» или в крайнем случае «Блестящие». Две девушки отказались, развернулись и ушли, а Виктория Воронина согласилась, осталась, накрасилась и… начала сочинять песни в другом жанре - никакого урбана, сплошная эстрада для корпоративов. У неё получилось не сразу, но через несколько лет «Яй-я» («Яблоки ела») стала популярнее, чем «Мелом». Ивуарийскому футболисту Яя Туре, выступавшему на постсоветском пространстве, рассказали, что песня, постоянно звучавшая по радио, посвящена именно ему, и спортсмен наивно поверил.
В общем, всё у группы было хорошо, только участницы часто менялись, но это не беда, ведь главный актив в лице Вики Ворониной оставался и был готов сочинять новые хиты. Но тут у группы сменился продюсер, а новый не спешил вкладываться в развитие, например, в новый репертуар. По мнению продюсера Иванова, у «Пропаганды» была достаточно хитов, чтобы их иногда звали на корпоративы, а Вику не устроило превращение в «группу по вызову». Она решила уйти, но забрать свои хитовые песни с собой у неё не получилось. Как были составлены контракты, можно только догадываться, но суд решил, что ей права на песни не принадлежат: в выпуске показан потрясающий документ со списком композиций, которые запрещено петь Виктории Ворониной. Там прямо так и указано, что автор их всех - собственно Виктория Воронина. Интересное решение суда, что и говорить.
Ворониной пришлось начинать всё с нуля, и она уже сочинила множество новых песен - правда, не столь хитовых, как раньше: для более успешной сольной карьеры ей явно не помешали бы «Мелом» и «Супердетка». Но у «Пропаганды» дела обстоят ещё печальнее. Никому уже не интересны фамилии нынешних участниц, в лицо их мало кто знает, а группа занимается тем, что выпускает ремейки и ремиксы песен воронинского периода. Кроме того, «Пропаганда» впервые за карьеру начала оправдывать своё название, включив в репертуар, например, песню о российско-украинской дружбе и прочую пропаганду.
Алексей Мажаев, InterMedia