Рецензия на фильм «Брат и сестра»: Одна сатана
Оценка: 6 из 10
Премьера драмы «Брат и сестра» состоялась в рамках ММКФ 30 августа 2022 года, в прокат лента выходит 15 сентября 2022 года. Режиссер: Арно Деплешен. В ролях: Марион Котийяр, Мельвиль Пупо, Гольшифте Фарахани и др.
Убитое горем семейство устраивает церемонию прощания. Собираются все родственники, но даже священный долг проводить усопшего в последний путь сообща не мешает Луи решительно вышвырнуть с гражданской панихиды родную сестру Алис (Марион Котийяр). Обида оказалась слишком глубока, чтобы стороны смогли прийти к какому-то общему знаменателю.
Спустя шесть лет родители Луи и Алис при достаточно нелепых обстоятельствах попадают в автокатастрофу. Мать находится в коме, отец пока в сознании, но тоже явно угасает. Близкие люди вызволяют из захолустья ставшего отшельником Луи, дабы он попрощался. Заодно в ком-то веки, казалось бы, появляется реальный шанс на примирение. Но Луи и Алис проявляют редкостное упорство, продолжая ломать вокруг себя дрова дальше.
«Брат и сестра» начинается как среднестатистическая мелодрама, не блещущая какими-то изысками. Застарелые детские обиды, глупые, но очень действенные приемы мести, показное хлопанье дверями — все это слипается в довольно тривиальную жвачку для впечатлительных домохозяек. Особенно шаблонными выглядят старики, которые, на первый взгляд, не оказывая ощутимого воздействия на развитие сюжета, призваны давить на жалость.
Неожиданные повороты конфликта начинаются тогда, когда истинную причину ссоры брата и сестры создатели фильма пытаются увязать с их талантами. Луи — даровитый поэт, который долго и мучительно шел к славе, а Алис — театральная актриса, которая в определенный момент вступила с ним в состязание, несмотря даже на явную разницу творческих задач и способов их решения.
В какой-то момент в фильме поднимается вопрос ответственности человека искусства перед своими поклонниками. Алис находит общий язык со своей юной фанаткой и в первый же вечер вываливает на нее все свои неудовлетворенные амбиции и неоправданные притязания. Золотое правило «мы в ответе за тех, кого приручили», похоже, не срабатывает и повисает в воздухе. Слишком высокими оказываются стены, воздвигаемые гордыней художника. И тем ощутимее зазор между теми ролями, которые Алис играет на театральных подмостках, и ее деструктивным поведением в реальной жизни. Как и в «Коммивояжере» Асгара Фархади, сцены из спектаклей должны многое объяснять (в фильме даже мелькает афиша с фамилией «Карамазов»), но связь между искусством и бытом кажется здесь более размытой, нежели у иранского режиссера.
Присутствует в фильме и религиозная составляющая — в виде отрывков из «Торы» и упоминания о спящих в гробах монахах в репетируемом Алис спектакле. Тем не менее, и эти высокие смыслы не способны достучаться до огрубевших сердец. Эгоистичность главных героев странным образом оттеняется истеричностью их ближайшего окружения, которое вместо того, чтобы как-то помочь и сгладить острые углы только вечно подливает масла в огонь. Из-за этого в фильме фактически отсутствует катарсис, а уж о проявлениях хоть какой-то заботы и самоотверженности и вовсе говорить не приходится. Взамен полета вдохновения нам демонстрируют парение в наркотическом угаре, заканчивающееся невеселым пробуждением на чужом смертном одре.
Денис Ступников, InterMedia