Рецензия на сериал «Стая»: Мартышки в горах
Оценка: 5 из 10
Премьера драматического сериала «Стая» состоится на стриминговом сервисеmore.tv 9 сентября 2022 года. Режиссёр: Марк Горобец. В ролях: Агата Муцуниеце, Павел Табаков, Макар Запорожский, Александр Робак, Анастасия Красовская, Эльшан Алескеров и другие.
Удостоенная приза за оригинальный сценарий на первом в России фестивале стриминговых сервисов Originals+ восьмисерийная подростковая драма «Стая» от продюсера Фёдора Бондарчука и платформы, подарившей нам «Чик», «The Тёлки», «Психа» и «Happy End», оригинальной кажется в самую последнюю очередь. Во-первых, сериал продолжает тенденцию сервиса more.tv по адаптации зарубежной продукции под реалии нашей страны. Сначала «Ваша честь» (ремейк то ли израильского оригинала, то ли совсем недавно вышедшего на Showtime американского ремейка с Брайаном Крэнстоном), потом «Домашнее поле» (переосмысление норвежского сериала) и вот «Стая», чей сценарий первоначально отталкивался от шоу немецкого производства. Если конкретно – от малоизвестного даже на родине сериала «Дикая республика», где местом действия были Альпы, у нас превратившиеся в грациозные горы Северного Кавказа (снимали в Дагестане, Северной Осетии и Краснодарском крае).
Во-вторых, даже с учётом утверждений авторов, что, мол, по ходу работы над сценарием сериал стал всё меньше походить на первоисточник, разрастаясь деталями и нюансами чисто русского толка, архаичность драматургических конструкций творения сериального ремесленника Марка Горобца всё ещё сильно мозолит глаза.
Сюжет здесь вращается вокруг группы девиантных подростков-правонарушителей, которых в качестве исправительного эксперимента-наказания отправляют под присмотром соцработника-психолога Риты (Агата Муцениеце) в поход на Кавказские горы, где и без того опасно, а тут ещё у всех бушуют гормоны, да пробуждаются животные инстинкты. Обстановка накаляется настолько, что в итоге уже после первой ночи обнаруживается труп одного из грузинских надзирателей. Концепт классического whodunnut бьётся о скалы набившей оскомину манеры повествования, изжившей себя ещё в «Колл-центре», «Игре на выживание», «Сотне» и других схожих шоу, где герои помещаются в экстремальную ситуацию, и из серии в серию каждый из них посредством флэшбеков рассказывает свою душераздирающую историю о том, как докатился до такой жизни. Подобный концепт сработал на полную силу только единожды, когда случилась маленькая телевизионная революция под названием «Остаться в живых».
«Стая» же, ранее известная как «Новая жизнь», по первому эпизоду клонится куда-то в сторону «Обезьян», колумбийского фильма про одичалых подростков в горах. Но здесь даже нет отличительной операторской работы, чтобы высидеть хотя бы час этой невыносимой драматургии, состоящей сплошь из кринжевых диалогов, искусственно нагнанного, щемящего драматизма, зашкаливающего уровня пошлости, дешёвой мелодрамы, безвкусных провокаций и жалких попыток подвесить зрителя на эмоциональные ниточки, за которые создатели будут дёргать до тех пор, пока «Стаю» не назовут нашим ответом «Игре в кальмара».
Никто из персонажей не цепляет (а среди подростков бегает много известных лиц – Павел Табаков, заработавший кредит доверия у зрителя после успешного «Молодого человека», Анастасия Красовская с призом лучшей актрисы прошлогоднего кинофестиваля в Локарно и Эльшан Алескеров из другого молодёжного хита «ЮЗЗЗ»). Ни один из драматургических рычагов не работает. Ни одно художественное решение не воодушевляет. Если и смотреть этот сериал, то только ради гор. Ведь, как пелось в песне, лучше гор могут быть только горы.
Вадим Богданов, InterMedia