«Обратка» покажет работы художников к 25-летию фильма «Брат»
Выставка «Обратка» к 25-летию фильма «Брат» пройдет в «Ельцин центре» в Екатеринбурге с 16 сентября по 23 октября 2022 года. Как сообщили агентству InterMedia организаторы экспозиции, произведения, представленные на ней, обращены к отдельным сюжетам фильма, а выставка — к режиссерскому методу Балабанова.
- Работы, созданные современными художниками Екатеринбурга специально для выставки, сосуществуют с цитатами из интервью с режиссером, его коллегами и критиками, - говорится в описании проекта. - Выставка начинается у входа в Ельцин Центр и заканчивается у дверей киноконцертного зала — она буквально приглашает пересмотреть фильм и отозваться на него.
В создании экспозиции участвуют художники Анастасия Богомолова, Олеся Ильенок, Людмила Калиниченко, Сабрина Карабаева и Маша Седяева (авторы «Что я здесь делаю?»), Аня Марченкова, Маша Плаксина, Сергей Потеряев, Андрей Чугунов и Udmurt. Кураторами выставки стали Алиса Сычева, Дмитрий Безуглов.
- Работать с наследием Балабанова сложно, - говорит Дмитрий Безуглов. - Его работы вошли в канон русского кинематографа, при этом о каждой – начнешь говорить, ввяжешься в спор на несколько часов. И вот – он всех раздражает, и при этом классик. И с этим трудно. Что ни сделай, получается либо глава для и без того написанного «Жития великого художника», либо выступление в жанре «вы не так поняли Балабанова, а вот мы точно поняли так». Мы решили не понимать и решили поддаться его стилю. Так, мы позвали художников (преимущественно – художниц), в чьих мастерстве и внимательности не сомневаемся, и попросили пересмотреть «Брата». Созданные ими работы не просто объекты в стильном пространстве «Ельцин центра», это сильные высказывания, непрошеные ответы Балабанову; можно сказать, открытые письма. Сам бы он их не заметил и в лучшем случае отозвался бы как обычно: «Ну вот, вы же сами все сказали». Нам же они важны – как высказывания о его методе, о тройном дне обманчивой простоты его фильма.
- «Обратка» - выставка-попытка перевести киноязык Балабанова в художественное высказывание на локальном уральском диалекте, - отмечает Алиса Сычева. - Экспозиция поделена на фрагментарные декорационные модули, напоминающие съемочную площадку. Двигаясь по ней, зритель превращается в блуждающего фланера, повседневный путь которого прерывают работы художников – прямые и емкие ответы на образы, присутствующие в фильме. Среди них схематичный, но узнаваемый трамвай; плеер и CD-диск с загадочным функционалом; комната-подъезд с обветшалыми объектами, говорящими фразами Хармса; фарфоровый бездомный с эскимо; белая туалетная плитка с именами тех, кому не посчастливилось встретиться с Данилой Багровым. Каждый проект, созданный специально для выставки, – портал в мир балабановской визуальности. Следуя пластическому языку фильма, мы попытались показать зрителю обратную сторону кино – словно фильм смотрит нас, а не мы его.
Выставка организована при поддержке кинокомпании СТВ.