«Русская Медиагруппа» создала площадку для обсуждения уникального культурного кода Восточной России
Public Talk «Восточная Россия — культурный код опережающего развития?», организованный «Русской Медиагруппой» в рамках направления Creative & Business, состоялся на площадке ВЭФ-2022 во Владивостоке. Спикеры выяснили, существует ли уникальный культурный код Дальнего Востока, какие преобразования в области культуры и какие массовые мероприятия привлекут интерес молодёжи и специалистов в сфере креативных индустрий в этот регион, и как при этом сохранить его уникальность.
- В результате этой беседы хотелось бы договориться, существует ли уникальный культурный код Восточной России, а с другой стороны — является ли ДФО территорией опережающего развития, — открыл дискуссию модератор, управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников.
- 42% россиян в возрасте старше 18 лет, говорят, что хотели бы посетить Дальний Восток, — рассказал генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. — А среди молодёжи таких 55%. У молодёжи сформировалось мнение, что на Дальнем Востоке можно улучшить свою жизнь с точки зрения экологии. С точки зрения жилищных условий. И с точки зрения насыщенности и разнообразия культурной жизни — это мнение сложилось среди граждан 18–24 лет.
- Статус одного из крупнейших центров туризма для Владивостока, в частности, непривычен, так как город этот — изначально военно-морская база, поэтому на туристический рынок регион вышел не вполне подготовленным, — рассказывает директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, член президиума Российского комитета Международного совета музеев Виктор Шалай. — И все же, в сложившейся ситуации многие, кто мечтал увидеть этот край, наконец, смогли сюда приехать. Сегодня нужно говорить и о том, что Россия равно Сибирь и Дальний Восток, и о том, что большая страна может узнать о Дальнем Востоке.
Как обсуждалось и на других мероприятиях в рамках ВЭФ-2022, одна из необходимых составляющих развития внутреннего туризма в России, в том числе и на Дальнем Востоке, — это грамотное информирование и продвижение. Причём не только среди туристов, но и среди людей, задействованных в развитии сектора.
- Нам бы хотелось, чтобы Дальний Восток уделял больше внимания тем возможностям, которые даёт государство, — обратился к собравшимся генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. — 4000 команд профинансировано в стране с начала года на общую сумму более 10 млрд рублей. Дальний Восток получил всего 333 миллиона. Я сам с Дальнего Востока, я знаю, что здесь много талантливых людей — нужно, чтобы власть включилась в максимальное их информирование. Людей нужно не только мотивировать, но и снимать их страхи. Сейчас деньги есть — и от инициативы региона зависит, сколько молодёжь получит на свои проекты.
Особенностью финансирования креативных индустрий и локальной культуры на Дальнем Востоке стала доминирующая роль частного бизнеса. Несколько примеров такого сотрудничества компаний и важных социально-культурных объектов привёл председатель Совета директоров Транспортной группы FESCO Андрей Северилов.
- Люди, которые живут на Дальнем Востоке, должны иметь все возможности для полноценного развития, - сказал он. - Следуя этой логике, мы реализуем несколько социальных программ, которые должны создать возможности для самореализации людей. Наш грантовый конкурс «Море возможностей» помогает развитию некоммерческих организаций. Есть обширная программа взаимодействия с Третьяковской галереей — мы профинансировали магистерскую программу здесь в ДВФУ, так мы участвуем в формировании кадров для музейных и культурных учреждений региона, сейчас мы договорились о создании временного представительства Третьяковской галереи в историческом здании Дальневосточного морского пароходства здесь во Владивостоке, оно заработает уже в октябре. Запустили создание интерактивного музея Дальневосточного морского пароходства и Владивостокского морского торгового порта. Работает программа «FESCO — детям», в рамках которой мы поддерживаем развитие медицины и детского образования, а также переиздаём детскую литературу, что, как мы надеемся, поможет привить детям края любовь к региону, его истории, морю.
О социокультурных изменениях и развитии креативных индустрий рассказал и директор-координатор социокультурных программ Государственной корпорации развития «ВЭБ РФ» Олег Ракитов.
- Мы придерживаемся идеологии, что один из наших показателей эффективности — это вовлечение в проект не менее 10 креативных индустрий города, в результате чего в городе остаётся опытная креативная команда, которая и дальше сможет реализовывать социокультурные проекты, - отметил эксперт.
Одной из главных тем дискуссии стала возможность и будущее создания на Дальнем Востоке филиалов крупнейших культурных центров. Одним из них станет музейный центр, где разместится и филиал Третьяковской галереи, который откроется в 2024 году на сопке Орлиное гнездо.
- Я впервые приехала во Владивосток в 2017 году. И меня поразила невероятная энергетика города, природа, достойный уровень ресторанов и при этом полное отсутствие мощной культурной площадки, — рассказала генеральный директор, ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Зельфира Трегулова. — Невероятная удалённость от Москвы и Петербурга, молодой возраст города мешают живущим здесь в их самоидентификации, как людей, выросших в парадигме русской культуры. И мы включились в работу по созданию филиала Третьяковки, потому что мы понимали, что этот комплекс принесёт в город именно то, чего ему так не хватает.
- Культура — это совокупная забота общества, государства и бизнеса. И, когда все они объединяются, когда есть база, креативные индустрии начинают интенсивно развиваться, — отметила заместитель председателя правления Федерации креативных индустрий Вероника Пономарева. — Культурный код существует в условиях конкуренции. Сильные вытесняют слабых. И мы должны с большим вниманием отнестись к той исторической точке, в которой находимся: от каждого из нас зависит культура страны, которую мы оставим своим детям. Есть распоряжения правительства РФ, проект закона о креативных индустриях, который будет скоро внесён на рассмотрение в ГосДуму. И все те позитивные примеры, которые есть на Дальнем Востоке, станут платформой для роста креативной индустрии и в других регионах РФ.
- Культура существует в повседневности, она не замкнута в музеи. Должны быть кинотеатры, театры, музеи. Но самое главное — это создание новой идентичности, которая была бы интегрирована с другими, вписана в иерархию. И это важнейшая задача в развитии региона, — подчеркнул декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий.
Перед креативными индустриями на Дальнем Востоке сейчас стоит задача интеграции дальневосточного культурного кода в общероссийский.
- Синтез федеральных компетенций и инвестиции в локальные таланты сформируют взаимное проникновение новой и старой дальневосточной культуры и большой великой традиции, русского кода. Также мы предлагаем создать единый маркетинговый центр по продвижению Дальнего Востока при Корпорации развития Дальнего Востока и Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока, который позволит консолидировать усилия медиа, креативных индустрий, бизнеса, волонтёров для популяризации информации об этом крае в стране, — резюмировал управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников.
При этом, как подчеркнул Виктор Шалай, очень важно сохранить самобытность региона и не забывать о его уникальном потенциале и собственном культурном наследии.