Рецензия на фильм «Далёкие близкие»: Источник теплоты и надежды
Оценка: 7 из 10
Жизнеутверждающая драма «Далёкие близкие» закрывала первый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи, в прокат лента выходит 29 сентября 2022 года. Режиссёр: Иван Соснин. В ролях: Евгений Сытый, Филипп Авдеев, Екатерина Агеева, Елена Яковлева, Кирилл Кяро, Ирина Пегова, Дмитрий Лысенков и другие.
Всё труднее и труднее становится воспринимать кино вне контекста событий, происходящих за рамками экрана. И речь идёт не только о череде печальных и страшных событий, выпавших на экватор первого сочинского фестиваля «Новый сезон», но и о фильме, его закрывавшем. Им стали «Далёкие близкие», полноценный дебют режиссёра Ивана Соснина, где главную роль неподражаемо исполнил Евгений Сытый, ушедший из жизни, к сожалению, до того, как смог увидеть хотя бы черновую версию фильма. Вдвойне обидно, что географ из хабаровской школы – это определённо самая настоящая лебединая песнь Сытого и как главная роль финальный виток его богатой, разноплановой актёрской карьеры.
Борис (Евгений Сытый) географ, который нигде не был. И он решительно намерен это изменить, даже несмотря на то, что учебный год только начался. К большому и спонтанному путешествию его подталкивает столь же авантюрное знакомство – с помощью подаренного сыном Мишей (Филипп Авдеев) телефона Борис начинает переписку с единомышленницей, которая так же любит огороды и садоводство, как он сам. Загвоздка в том, что блогерша в возрасте Надежда (Елена Яковлева), ведущая свой YouTube-канал и которой наш герой пообещал показать свой выращенный с любовью баклажан, живёт в подмосковных Люберцах. Но одинокого Бориса родной Хабаровск не особо-то и держит: в школе к нему никакого уважения, дома из близких – лишь собака да помидоры в теплице, а вечно занятой сын навещает редко. А тут ещё совпало, что Миша тоже собрался в Москву на перегоняемом в столицу фургончике, прямо-таки предназначенном для душевных роуд-трипов.
«Далёкие близкие» кино, которые мы видели уже миллион раз, но от этого хуже оно не становится. Картина Ивана Соснина по своим намерениям предельно чистая и искренняя; это то самое кино с большим сердцем, которое пытается донести до зрителя определённо банальную мысль, но почему-то постоянно забывающуюся в потоке каждодневной рутины и, как нам кажется, более важных задач. Оно о семье, о хрупкости семейных уз, беречь которые мы почему-то чаще всего даже не стараемся: родители вроде как нас воспитали, отдав себя без остатка, а дальше мы сами – может, забежим на пару минут, а, может, отделаемся штатной эсэмэской «как дела?» вместо того, что просто поговорить. Это определённо кинокритический штамп, но «Далёкие близкие» хрестоматийный пример фильма, вызывающего после просмотра общий импульс у любой аудитории – выйти из зала и позвонить близким, как бы далеко они не находились.
Дебют Соснина простой как две копейки, эмоциональный и духоподъёмный – другими словами, идеальный вариант, чтобы закрыть зрительский фестиваль, которым является «Новый сезон», назвавший в итоге Соснина главным «открытием» смотра, а Сытого посмертно наградив специальным призом. Евгений здесь изменился до неузнаваемости (болезнь сыграла свою роль), но в то же время он словно бы до последнего старался передать на экране свой безмерный оптимизм и витальность, без которых «Далёкие близкие» попросту бы не получились. Сытый тут не просто главная звезда, он – настоящий мотор фильма, на силе которого зритель успевает ощутить на своей шкуре целый спектр эмоций, как любой из туристов, решившихся на дорожное приключение подобных масштабов.
Ещё один плюс картины – это её подлинность. Съёмочная группа действительно совершила описываемое в фильме путешествие, засняв не только Хабаровск, но и Байкал, Ольхон и Бурятию. В итоге всё это географическое разнообразие – лучше любого урока географии в школе. В другое время «Далёкие близкие» могли запросто воодушевить зрителей на путешествия по нашей необъятной, наслаждаясь разнообразием пейзажей, климатов и культурных особенностей. Как живописное роуд-муви, картина Соснина будет даже поэффектнее прошлогодних «Родных» Ильи Аксёнова на абсолютно ту же тему и куда более циничного «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта.
Сейчас необходимость в доброте и тепле стала острее, чем когда-либо. Всем нам нужна эмпатия, надежда на светлое будущее и ощущение безопасности. Всё это отчасти можно найти в «Далёких близких» Ивана Соснина, трогательном, светлом и важном фильме-напоминании о фундаментальности семейных ценностей, ловко замаскированном под сентиментальное роуд-муви.
Вадим Богданов, Роза Хутор, InterMedia