Рецензия на фильм «Пассажиры ночи»: Если б не было тебя
Оценка: 6 из 10
Французская драма «Пассажиры ночи» выходит в российский прокат 6 октября 2022 года. Режиссёр: Микаэль Херс. В ролях: Шарлотта Генсбур, Куито Район Рихтер, Ноэ Абита, Меган Нотрэм и другие.
Как определить типично французское кино? В нём много разговоров о жизни, любви и музыке с бокалом вина, ночные планы Эйфелевой башни, постельные сцены и Шарлотта Генсбур в одной из ролей. «Пассажиры ночи» подходят по всем параметрам: картина Микаэля Херса, участвовавшая в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, воздушна как пёрышко и эфемерна как первая влюблённость, а ещё напоминает все современные французские фильмы разом, отчего отличается не только лёгким просмотром, но и неспособностью отпечататься в памяти.
События происходят во французской столице в середине восьмидесятых. Элизабет (Шарлотта Генсбур) переживает далеко не самое радостное время в своей жизни: она только что развелась с мужем, лишилась работы и теперь ей как-то нужно содержать свою семью – двух сыновей подросткового возраста, переживающих, что слёзы на материнских глазах уже никогда не высохнут. Элизабет жила все эти годы за счёт мужа и фактически не проработала ни дня, то есть её навыки ограничены, но, как утешает женщину её отец, у Элизабет есть огромное сердце и редкое в наше время умение находить правильные слова в правильный момент. Элизабет в итоге устраивается на радио в ночную передачу, где каждый может позвонить в эфир и рассказать свою непростую жизненную ситуацию, всегда полагаясь на поддержку и сочувствие.
Но это ещё не главный катализатор перемен – капитально всё меняется, когда Элизабет встречает бездомную молодую девушку по имени Талула (Ноэ Абита) и предлагает ей пожить у себя. Спонтанные добрые дела запускают цепочку неожиданных сюжетных поворотов для главной героини, которые редко случаются в её возрасте: пока её старший сын влюбляется в Талулу, Элизабет находит любовь на своём новом месте работы.
«Пассажиры ночи» генерируют во время просмотра глубоко ностальгическое настроение за счёт старых архивных планов Парижа, снятых, как правило, на 16-мм камеру – отсюда тёплая, уютная атмосфера фильма. Париж у Микаэля Херса явно романтизирован: он чистый, пастельных тонов, словно сошедший с туристической открытки. Можно подумать, что режиссёр ностальгирует не столько по тому времени, сколько по Парижу без иммигрантов, грязи и вечных студенческих протестов на улице – это всё, несомненно, было и в восьмидесятых, однако Херс захотел изобразить родной город именно в таком ключе. Вряд ли кто-то его за это будет винить.
Все фильмы Микаэля Херса в каком-то роде о состояниях души, а не о каких-то конкретно событиях. Его истории не совсем нарративные, они скорее сенсорные: преодоление душевной боли, не обременённая юность или, наоборот, ностальгия по ней, поиски любви, осознание ответственности и обретение новых социальных ролей. Правда, если в «Новой жизни Аманды» и «Ощущении лета» в ядре конфликта помещалась трагедия, жёстко сталкивающая двух совершенно разных людей и превращающая их в эмоциональную опору друг для друга, то в «Пассажирах ночи» как такового конфликта и вовсе нет. Здесь зритель становится безмолвным наблюдателем за жизнью обычных людей, обременённых бытовыми и (речь всё же о французах) любовными перипетиями, напоминая, что работа над отношениями – это вам не кофе выпить с круассаном.
«Пассажиры ночи» как старый французский шансон: слышали миллион раз, но исполнение от этого хуже не становится. Здесь также всё держится на двух отличных актрисах, и если Генсбур сомнений не вызывала изначально, то для юной Ноэ Абиты, однажды мощно дебютировавшей в «Аве» Леа Мисиус, а затем не дававшей спуску самому Жереми Ренье в «Слаломе», это кино ещё один виток многообещающей актёрской карьеры. Лента Микаэля Херса, несмотря на всю свою необязательность, это кино в первую очередь о доброте незнакомцев. А с ней в последнее время в мире очень и очень большой дефицит.
Вадим Богданов, InterMedia