![](http://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/374376.jpg)
Рецензия на фильм «Корсаж»: Консервативное кино современными глазами
Оценка: 6 из 10
Премьера исторической драмы «Корсаж» состоялась на первом кинофестивале Каро.Арт, в прокат лента выходит 20 октября 2022 года. Режиссёр: Мари Кройцер. В ролях: Вики Крипс, Флориан Тайхтмайстер, Катарина Лоренц, Джинн Вернер и другие.
Мало кто решится на ревизию некогда популярного жанра исторических костюмированных драм, чинных и благородных, позволив себе немного вольности в изображении той или иной исторической персоны. Как правило, любые фактические отклонения и фантазии вызывают шквал критики от консервативной публики, для которой дерзость и деконструкция неприемлемы. Из массы заточенных под награды костюмированных драм броско выделяются «Мария-Антуанетта» Софии Копполы и недавний абсурдно-саркастический сериал «Великая» о правлении нашей Екатерины Второй: это поистине два панковых проекта, бросающих вызов консервативным взглядам, которым точность всегда была важнее художественной ценности и жанровых экспериментов.
«Корсаж», посвящённый императрице Елизавете Австрийской (Вики Крипс) и уже выбранный в качестве претендента на «Оскар» от Австрии, также очень старательно хочет казаться нетипичным байопиком. В фильме Мари Кройцер мы пропускаем «лучшие годы» императрицы, когда она была молода, красива, и вся Европа любовалась ею с восхищением и прислушивалась к её решениям. Тут нет хроники её жизни и перечисления достижений её правления, это скорее история обретения себя заново.
Год 1877. Елизавете только что исполнилось 40. Согласно нравам того времени, она считается уже стареющей женщиной. Соседи из Венгрии перестали относиться к императрице с былым благоговением, да и вообще героиня стремительно теряет баллы светской львицы. Однако сдаваться она точно не намерена. Затянув покрепче свой корсаж, правительница Австрии открывает себя новым впечатлениям, среди которых не только опасные для её статуса связи, но и знакомство с диковинной европейской забавой – возможностью запечатлеть движущие картинки. Неудивительно, что волшебное устройство, позволяющее навсегда сохранить человеку молодость и/или противостоять самому времени, так сильно завладевает умом Елизаветы, испытывающей извечный страх перед всем эфемерным. «Один вздох, и жизнь прошла», с ноткой сожаления любит говорить императрица.
«Корсаж» — это красивое кино, как и большинство исторических костюмерных драм. Причёски, платья, ожерелья, макияж и, конечно же, всевозможные замки как ожившие музейные экспонаты, забурлившие кровью европейской праздной знати. Всё это мы, правда, видели уже миллион раз, а никакой режиссёрской вольности от Кройцер здесь нет и близко, чтобы хоть как-то освежить консерватизм некоторых драматургических механизмов. Однако нельзя не заметить всё же современный подход режиссёра к изображению самой императрицы. Её образ сильной и независимой женщины, великолепно сыгранной Вики Крипс (у неё приз «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля за эту роль), определённо навеян современными феминистическими наклонами в попытке изобразить портрет женщины, опередившей своё время. Возможно, так оно и было, но смотрится в рамках данной архаичной драматургии максимально инородно и неубедительно.
Стремления любой женщины к красоте, молодости и любви понятны, как и желание любого правителя оставаться авторитетом для своих подданных. Тратить два часа на то, чтобы рассказать об этом созерцательным, неотягощённым событиями байопиком, кажется, совсем не обязательно. Тем не менее «Корсаж» придётся по душе любителям европейской истории, ценителям архитектуры и поклонникам таланта Вики Крипс.
Вадим Богданов, InterMedia