Рецензия на сериал «Аврора»: Смешнее твитов Волобуева
Оценка: 8 из 10
Премьера первых двух серий сериала «Аврора» состоялась на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи, на видеосервисах more.tv и wink сериал вышел 26 октября 2022 года. Режиссёр: Роман Волобуев. В ролях: Лена Тронина, Манана Тотибадзе, Альга Богомазова, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Ендальцев, Сергей Епишев, Вера Островская и другие.
Роман Волобуев за словом в карман не полезет. Это мы поняли, ещё когда он выступал критиком, а теперь продолжаем убеждаться, глядя на его успехи в сериальной индустрии. «Последний министр», задуманный как лёгкий стёб над ситуацией в стране, в итоге оказался сериалом-провидцем, предугадав некоторый страшный абсурд, просочившийся в нашу с вами реальность. А затянувшийся с февраля выпуск финальной серии – это вообще отдельный перфоманс, который в хищном потребительском обществе казался невообразимым, однако держится уже практически полгода и, к сожалению, по понятным причинам всё никак не прекратится. В «Авроре», своём следующем телевизионном проекте, Волобуев увёл свой саркастический взор от политики и обратил его на индустрию кино, о которой ему определённо известно не понаслышке.
Когда-то десятилетняя Саша Зорина (норовистая девчушка Вера Островская) снялась в народном блокбастере «Аврора», прославившем девочку на всю страну. Фильм, который главный любитель списков от мира кино Квентин Тарантино поставил на пятое место лучших фильмов за всю историю – ровно между «Таксистом» и «Рио-Браво». Теперь Саша – взрослая неудачница (попросту великая Лена Тронина), без стабильной работы, без отношений, без особого плана на жизнь. Но знак вопроса у неё стоит не только в графе «будущее», но и напротив «прошлого»: последний месяц её жизни просто-напросто стёрся из памяти девушки. Как же она выпала из реальности на такой срок и что за это время с ней могло произойти? Судя по первым трём эпизодам, много чего интересного.
У сериала две главных звезды – Волобуев и Тронина. Сценарий полон едких комментариев в адрес индустрии, в нём куча киношных отсылок (от новой румынской волны до фильмов Годара) и, конечно же, масса inside jokes. «Аврора» уморительна в своей циничности, но при этом это не совсем комедия о кино. Скажем так, здесь больше от «Эда Вуда», чем от «Горе-творца», возможно, потому что Волобуев-режиссёр в «Авроре» поистине неудержим. Он заигрывает со стилями и ракурсами, пародирует знаменитые сцены и изящно манипулирует жанрами, превращая, казалось бы, обычный эпизод в колл-центре в триллер, а потом из жёсткой балабановской драмы выворачивает маргинальную комедию.
Смотреть за этими американскими горками получается, исключительно не отрываясь, потому что всё дело тут в динамическом перфомансе Лены Трониной, чья героиня пришла к нам как будто бы из фильмов Шона Бэйкера. Она может ругаться в кадре, пить или флиртовать, может плясать от радости или с горя посоветовать очередному дозвонившемуся в колл-центр суициднику прострелить наконец себе мозги, а может вообще целый день мотаться по городу с мёртвым кошаком в сумке – она в каждом эпизоде растворяется без остатка. Везде максимально естественная, живая и неповторимая. Складывается ощущение, что Саша Зорина была написана исключительно под неё. И даже больше: словно весь сериал подстраивается под энергетику актрисы.
При этом Волобуев собрал до ужаса харизматичный второй план, большинство из которых нам уже хорошо известны по «Последнему министру». Сотников (Алексей Золотовицкий) – это тот же Дударь, только с усами, Сергей Епишев и Ольга Сутулова также на месте. Сам Волобуев появляется в небольшом камео режиссёра, которому наплевать, что там сняли, главное побыстрее закончить. Но в отличие от этой самокритичной карикатуры, «Аврора» — определённо плод его любви, сделанный с душой и большой изобретательностью.
Вадим Богданов, InterMedia