Рецензия на фильм «Невероятно, но факт»: Новая шутка-минутка Квентина Дюпьё
Оценка: 6 из 10
Комедийное фэнтези «Невероятно, но факт» вышло в российский прокат 27 октября 2022 года. Режиссёр: Квентин Дюпьё. В ролях: Ален Шаба, Леа Дрюкер, Бенуа Мажимель, Анаис Демустье и другие.
Французский Чехов от мира абсурда Квентин Дюпьё продолжает раздувать смешной анекдот, который он придумал на этот раз в разгар карантина, до формата полнометражного кино. Иногда у него это получается отменно («Шина», «На посту», предыдущие «Жвалы»), но бывают и промахи («Неправильные копы», «Оленья кожа»). Его новая лаконичная комедия «Невероятно, но факт», показанная в этом года на Берлинском кинофестивале, застревает где-то между – любопытная задумка в основе фильма так и не прорастает во что-то путное и цельное.
Алан (Ален Шаба) и Мари (Леа Дрюкер), супруги за 40, покупают новый дом, в котором есть секрет. В подвале непонятно откуда очутился канализационный спуск с магическим эффектом. Стоит тебе в него спуститься, ты выберешься в другом конце дома, но 12 часов спустя, при этом помолодев на три дня. Как это работает? Риелтор при покупке дома сразу сказал: не спрашивайте. Зрителю также придётся смириться с условиями игры. И вот, пока Алан занимается работой, Мари начинает без передышки бегать в подвал в надежде помолодеть. А ещё, когда она перестаёт это делать, к ним приходит босс Алана (Бенуа Мажимель) со своей женой (Анаис Демустье) и хвастается, что сделал себе электронный член.
В центре фильме действительно прикольная идея: эдакая сатира на гонку со временем и попытки человека оставаться молодым, несмотря на что. По духу напоминает свежий эпизод «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо», который сняла Ана Лили Амирпур в таких же нежно розовых тонах. Однако остроумной идеи для целого фильма мало. Как насчёт диалогов, актёрской игры, да и в целом структуры? Здесь у Дюпьё всё кажется излишне эллиптичным: недоговорки от того, что, по сути, режиссёру и нечего сказать, а как жанровому эксперименту его работе не хватает изобретательности и чуть более изворотливой режиссуры.
Есть две потенциально глубокие мысли – о страхе старения и о кризисе маскулинности в эпоху нового времени, но они никак не связаны да и ни к чему не приводят. Про фантастический аспект фильма вовсе лучше не думать – это далеко не высококонцептуальная фантастика, здесь мало логики и много вопросов без ответа. Это, как говорит режиссёр, попросту невероятно, но факт. Проще смириться. А ещё проще было бы снять из такой задумки короткий метр, ибо из любого самого смешного анекдота можно сделать длинный несмешной рассказ, постоянно запинаясь и перескакивая с мысли на мысль.
Вадим Богданов, InterMedia