Рецензия на фильм «Заговор в Каире»: Падший ангел
Оценка: 6 из 10
Шведский триллер «Заговор в Каире» выходит в российский прокат 10 ноября 2022 года. Режиссёр: Тарик Салех. В ролях: Тауфик Бархом, Фарес Фарес, Мохаммад Бакри и другие.
Борьба за власть – излюбленный сюжет политических триллеров, в которых меняются лишь времена, государства и обстоятельства гибели неугодных кандидатов. Несмотря на то, что жанру присущи определённая строгость и сухое изложение фактов, в последнее время режиссёры склонны иронизировать и обволакивать его в колкий сарказм – «Власть» МакКея, «Фаворитка» Лантимоса, «Смерть Сталина» Ианнуччи, «Новый Папа» Соррентино. Однако швед Тарик Салех, этнический египтянин, возвращает политические интриги на большом экране к своим консервативным корням: его награждённый за лучший сценарий в Каннах «Заговор в Каире» — это серьёзная и вдумчивая шахматная партия на повышенных ставках, где на кону будущее всего мусульманского мира.
Сын простого рыбака из египетской глуши Адам (Тауфик Бархом) твёрдо решил не продолжать семейное дело, а пойти учиться в Аль-Азхар, главный мусульманский университет на планете, удобно расположившийся в Каире. Амбициозный юноша приезжает в столицу и отправляется на главную площадь университета, где верховный имам собирается выйти на всеобщий намаз вместе с тысячами собравшихся у стен Аль-Азхара мусульман. Но внезапно глава самого престижного в мире духовного исламского института падает замертво. Кто убил влиятельнейшего из мусульман? И самое главное: кто теперь займёт его место?
Довольно скоро главный герой оказывается в круговороте политических интриг. Его аккуратно вербует полковник секретной службы, чтобы Адам стал «ангелом» (шпионом) и докладывал о любых изменениях в политическом климате внутри стен университета. Попутно в египетской столице назревает судьбоносный для всех мусульман заговор – люди президента страны хотят поставить своего кандидата, но секретные службы такой вариант никак не устраивает.
Во всём этом балагане фокус всегда закреплён на Адаме, чей изначально наивный взгляд на мир с каждой минутой омрачается суровой реальностью, в которой всем правит холодный расчёт, а не бескорыстные и праведные порывы, воспеваемые Кораном. Имея отношение к западной политической системе координат или к христианскому миру, кино Салеха вряд ли чем-то смогло бы зацепить зрителя после «Карточного домика» или «Молодого Папы». Но благодаря полному погружению в тему ислама, восточно-арабской эстетике и мусульманской общине во главе угла, «Заговор в Каире» предлагает относительно свежий взгляд на уже знакомые нам сюжетные хитросплетения про вербовку, шпионаж, заказные убийства и шантаж.
Для шведа с египетской кровью такое кино, возможно, самое важное и личное в карьере, хотя за всей жанровой паранджой в нём трудно разглядеть внятные авторские переживания. Зато чётко и ясно у «Заговора в Каире» прослеживается чисто голливудская интонация, заставляющая вспомнить и «Арго» Бена Аффлека, и «Мюнхен» Стивена Спилберга. Это, впрочем, неудивительно, поскольку Тарик Салех снимал эпизоды «Рэя Донована» и «Мира Дикого Запада», а его предыдущей работой и вовсе был чисто американский военный боевик с Крисом Пайном, написанный словно бы по найденной заметке в мусорном ведре Тома Клэнси.
Откуда-то тоже из плохого голливудского кино в фильм перекочевала и чрезмерно драматичная, отвлекающая от происходящего на экране музыка. Вне всяких сомнений, кино Тарика Салеха задаётся важной целью показать комплексность мусульманской общины, но всё упирается в механичность режиссёрского исполнения. Вся искренность и жанровая гибкость исламского кинематографа, кажется, сосредоточилась в душевном, изобретательном сериале «Рами», который, конечно, неуместно сравниваться с таким тяжеловесным и серьёзным произведением, как «Заговор в Каире». Тем не менее, как гласит одна из арабских поговорок, из кувшина можно выпить только то, что в нём есть.
Вадим Богданов, InterMedia