обложка книги

Рецензия на книгу: Алексей Коблов – «Егор Летов: Сияние». Это знает моя свобода

2022, «АСТ»

Оценка: 7 из 10.

Полностью название книги звучит так: «Сияние. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1986-1997». Творчество и мировоззрение Летова ещё при жизни музыканта получило множество трактовок, а после смерти тем более. Алексей Коблов - друг Егора и отчасти летописец «Гражданской обороны» - решил, что неплохо бы дать слово самому герою. В сборнике нет рецензий и размышлений посторонних людей – только прямая речь Егора, устная либо письменная. Исключения составляют вопросы журналистов, если речь идёт об интервью, или короткие ремарки Коблова, проясняющие обстоятельства появления тех или иных высказываний Летова. Кстати, эти комментарии идут после каждого из текстов: здесь автор, на мой взгляд, проявил излишнюю скромность – можно было какие-то вводные дать сразу, а не заставлять читателя, заинтересовавшегося контекстом, пролистывать страницы в поисках «кредитов».

Ещё одно важное замечание: подборка обрывается 1997 годом. В один том прямую речь Егора Летова уместить не удалось, что вполне понятно. В то же время было бы предпочтительнее выпустить оба тома одновременно: первый заканчивается не то что «на самом интересном месте», но в момент очередного драматичного переворота в воззрениях Игоря Фёдоровича.

Возможно, по ходу чтения книги у вас возникнет желание переслушать «Гражданскую оборону» и другие проекты Летова; не отказывайте себе в этом, треки Егора будут идеальным саундтреком для его интервью. Вообще нужно высказать очевидную мысль: если бы не неистовые песни Летова, которые точно войдут в историю, несмотря на сомнительное качество записи, его личность и воззрения мало кого бы заинтересовали. Политические метания Егора многих шокировали (и читателям этого тома предстоит быть шокированными заново), но в подходе к творчеству он всегда оставался цельным, непримиримым, пассионарным. Забавно сегодня читать старейшие интервью Летова, в которых он всерьёз анализирует, кто из лидеров русского рока продался, а кто нет – но применительно к своему творчеству он этот вопрос не ставил вообще. Музыка была для него чем-то вроде поля боя, концерты, переходящие в драку, были в порядке вещей, а со своим внутренним цензором Летов так и не успел познакомиться. Приспособленцев он не переносил, обывателей ненавидел – и для него это было вполне естественно. Будучи очень начитанным молодым человеком, Егор переплавил мысли писателей и философов в собственное мировоззрение, местами весьма радикальное.

Во всех интервью первой части книги Летов наотрез отрицает политическую подоплеку своих текстов – даже тех, которые никогда иначе как политическое высказывание не воспринимались. Но после 1993 года он примыкает к коммунистам и националистам, дружит с Лимоновым, восхищается Дугиным и ругает Зюганова за вялость и мягкотелость (идеологических врагов-демократов он не только ругает, но и предлагает расстреливать). Его интервью тех лет – велеречивые и радикальные политические агитки. Публикуют их в основном в ультралевой прессе, потому что музыкальная в ужасе отворачивается от Летова. Немного держится только журнал Fuzz, но Егору в тот момент скучно говорить о музыке. Читателям книги тоже, возможно, захочется отвернуться от Летова, славящего Анпилова, Баркашова и Лукашенко, но уже к 1996 году Егор разругается с Лимоновым и будет агитировать на выборах за аморфного Зюганова. Так что горячечные игры в политику Летову быстро надоели – и вот на этом месте первый том и кончается, хотя, конечно, хотелось бы сразу прочитать продолжение о новом зигзаге биографии Егора, которого в новом веке полюбил журнал «Афиша», а его песни зазвучали на «Нашем радио».

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости