Семён Трескунов: «Нужно иногда контрастным душем проходиться по аудитории»
О РЕЛИГИИ
- Не могу сказать, что я особенно религиозный человек, но у меня есть вера в некий внутренний порядок. Не уверен, что это связано с фигурой Бога, как его представляют в авраамических религиях. Мне ближе философия буддизма, христианство для меня не является сакральной темой. В нашем обществе люди знают религиозные ритуалы, но в суть никто не вникает и будто не придерживается элементарных постулатов. Когда Незлобин на пробах сказал, что мы будем шутить над этим, мне понравилась возможность выступить в роли Антихриста, потому что я люблю, когда людям есть на что позлиться. Хорошо, когда в такой роли выступает искусство. Мы снимали сериал до событий 24 февраля и даже представить не могли, что все так будет. Однако уже тогда переживали, что могут возникнуть определенные проблемы. Пока, похоже, их нет. Я уже видел несколько серий — ни одну шутку не вырезали.
О КОНЦЕ СВЕТА
- У евреев есть праздник Иом-кипур — Судный день. Это тот день, когда Бог смотрит на совершенные тобой за год поступки и либо вносит тебя в книгу жизни, в список людей, которые продолжат свою жизнь благостную, либо не вносит. В Израиле в этот день все желают друг другу, чтобы их все-таки внесли. Мне кажется, конец света, если он когда-нибудь произойдет, безусловно, будет горестным, но я привык его связывать с моментом очищения. Просто человеческий вид очень противоречивый. Вершины, которых мы достигли за время своего развития, важны для культуры, но вред, который мы наносим планете, сопоставим с достижениями. Я думаю, Земля как живой организм среагирует однажды, и мы столкнемся с суровой реальностью. Если человек сможет это пережить, это будет определенное обновление, очищение.
О СЪЕМКАХ В КОМЕДИИ «КОНЕЦ СВЕТА»
- Саша Незлобин — первый за долгое время режиссер в моей карьере, который устраивал читки сценария. Мы реально прочитали его весь и уйму всего придумали за это время. Саша очень много репетировал и работал с актерами. Демьян в первой половине сериала — готовый и понятный герой, каких мне приходилось играть. Думаю, что зритель бессознательно меня с такими персонажами ассоциирует, хотя это далеко не я. Во второй половине происходит перелом, и нам для Демьяна нужно было придумать краску. Это была интересная, по-настоящему взрослая актерская задача. В первых сериях Демьян — еще добрый набожный парень. Его идеалы для него еще не пустой звук. Такая философия не срабатывает в жизни, и ему приходится изобрести новую.
Сатана, который посещает Москву по своим мрачным дьявольским делам, заставляет вспомнить о «Мастере и Маргарите». Но «Конец света» — это еще и бадди-муви о взаимоотношениях отца и сына. Играя Демьяна, я думал про Хьюи из сериала «Пацаны» — для меня это жемчужина телевизионного искусства. Хьюи до определенного момента является моральным камертоном, потому что его окружают сплошь сложные, если не сказать плохие люди, но затем он тоже становится жестче.
О КОМЕДИИ
- Хорошая комедия для меня — это история, в которой боль не разрушает тебя, а, наоборот, как бы подсобирает. Даже в комедийных фильмах все равно есть определенные болезненные моменты, и я о комедиографах всегда сужу по тому, как они эту боль демонстрируют. Мне ближе болезненные комедии характеров, чем комедии положений Леонида Гайдая или братьев Фарелли. Нужно иногда контрастным душем проходиться по аудитории. Это оказывает благотворный эффект, потому что комедия как жанр легче продается. Люди приходят посмеяться, но они могут получить драматическое впечатление от смешного сюжета и выйти из зала немного другими.
Я не против быть комедийным артистом, хотя я такого выбора не делал — его за меня сделала российская киноиндустрия. Комедии у нас лучше продаются, их больше пишут, и зритель лучше на них ходит, чем на сложные авторские драмы. Мне нравится быть комедийным артистом, я люблю смеяться над собой. При этом не уверен, что я очень разноплановый комедийный артист. Мне кажется, что в комедии у меня все равно одно выигрышное амплуа — мне нравится играть аутсайдеров.
О ЖОРЕ КРЫЖОВНИКОВЕ
- Андрей Николаевич Першин — большой театральный режиссер, который прошел мощную школу Марка Захарова. Он невероятно тонко владеет ремеслом, поэтому ошибочно воспринимать его исключительно как комедиографа. За этой работой стоит нечто большее, поэтому и фильмы его, на которые так брызжет слюной Женя Баженов, — не чистые комедии. И в «Горько!», и в «Самом лучшем дне», и в «Родных» Андрей Николаевич делает перерыв в развлечении, контрабандой протаскивает нечто серьезное, что может зацепить зрителя. Я стал лучше понимать профессию благодаря ему. Я сам недолго успел поучиться у него на шоураннера в школе «Индустрия» и стал лучше писать, лучше понимать, из чего состоит история — любая: драматическая или комедийная. А в плане актерской профессии первое и самое главное, чему я научился у него, — это внутренняя дисциплина. У Андрея Николаевича на площадке всегда такая атмосфера, что ты не можешь себе позволить прийти с невыученным текстом. Он не любит репетиции словами — он предпочитает сразу деятельные репетиции. Для некоторых актеров это некомфортно, но ему и не надо, чтобы было комфортно. Я в этом его поддерживаю, потому что именно в плоскости дискомфорта и находится правдивое существование. Когда тебе неудобно, ты действуешь! И эти действия люди называют, как правило, правдоподобным художественным образом.
О ЛАРСЕ ФОН ТРИЕРЕ
- Когда я посмотрел трилогию «Золотое сердце», то понял, что Ларс фон Триер — мой герой. Просто я чувствую, что человек сражается всю жизнь с какой-то глубинной болезнью, которую превращает в драматические сюжеты. Фон Триер пугает, делает больно, мучает буквально. Многие такое не любят, но в этом заключается его невероятное мастерство, а его фильмы сделали меня другим человеком. У меня был период в жизни, когда я увлекался авторским кинематографом. Мне казалось, что суть профессии заключается в том, чтобы находить интеллектуальные области, до этого никем не познанные, и пытаться туда привести людей. Потом я понял, что очень маленькое число зрителей воспринимает кино сугубо как интеллектуальное искусство, что кино работает иначе, что в нем важно эмоциональное подключение и тебе в первую очередь нужно наладить этот канал связи со зрителем, а дальше можешь делать что угодно. Мне бы хотелось, конечно, быть режиссером с авторским видением, но который работает с массовым зрителем.
(«Кинопоиск», 17.11.22)
https://www.kinopoisk.ru/media/article/4007029/