Рецензия: «Комсомольск» - «Комсомольск-0». Велодорожка в ад
2022, Peter Explorer
Оценка: 8 из 10.
Звонкий, как его название, дуэт «Комсомольск» появился в 2017 году и сильно освежил московскую инди-поп-сцену. Даша Дерюгина и Арина Андреева исполняли радостные песни, в текстах которых за счастливыми интонациями не все сумели расслышать иронию. Единственной проблемой дуэта, на мой вкус, была скудость настроенческих красок: где-то к четвёртой песне на каждом альбоме жизнерадостность начинала казаться несколько искусственной, а то и противоестественной. Девушки, похоже, сами об этом знали, поэтому на их пластинках больше шести треков никогда не бывало.
Сейчас весёлые (да хоть бы и ироничные) песни про фестивали варенья выглядят не очень уместными, поэтому от «Комсомольска» не ждали каких-то альбомных откровений. Вся подобная музыка вместе со своими авторами, казалось бы, должна была релоцироваться в Тбилиси и/или Белград – но Даша и Арина вдруг сумели перезагрузиться и даже в чём-то «обнулиться». Пять лет назад они выпустили альбом «Комсомольск-1», а сейчас вышел «Комсомольск-0», название которого символизирует точку отсчёта, конец и начало чего-то нового. Девушки отказались от фирменных цветных париков, да и вообще от цвета: с монохромной обложки они смотрят очень сосредоточенно и не слишком дружелюбно.
Музыка тоже изменилась, причём в лучшую сторону. Если по открывающим мини-альбом песням «Моё окно» и «Электрический пейзаж» можно предположить, что «Комсомольск» тщательно делает вид, что ничего не случилось и всё будет как прежде, то «Из нашего окна» выстреливает сдержанной мрачной подачей и жёстким текстом: «Из нашего окна площадь чёрная видна», «колоколов молчание, хтонь кривых зеркал, в этом году весной Христос не воскресал». «Из нашего окна» сразу отметили все, кто послушал альбом, но стоит ещё приглядеться к безысходной «Ave Maria». Католическая молитва в версии «Комсомольска» полна трагизма и ощущения тупиковости: «Мимо парка Зарядье велодорожка ведёт нас прямо в ад».
«Журавли» поначалу маскируются под привычное для раннего «Комсомольска» радостное возбуждение: песня повествует о перелётных птицах, к которым присоединились даже индюк и глупый пингвин. Быстро выясняется, что все они спешат улететь из России, и не только птицы, но и люди, и автомобили, и озеро Байкал, и целый Красноярский край. Этот нервный трагический исход завершается мощнейшими финальными строками: «Улетели поля, улетели и реки, улетел наконец и ты. И под небом пустым с улетевшими звёздами остались только я, Родина, менты». Вот с ними мы тут и будем жить, констатируют Даша и Арина, однако пытаются повлиять на ход событий, ставя последним треком произведение под названием «Оттепель». «Открывай скорей глаза - наступила оттепель», - уговаривают нас и себя солистки, но делают это крайне вяло, поскольку явно пока в это не верят.
Алексей Мажаев, InterMedia