Рецензия на фильм «Сёстры»: Падал чёрный снег
Оценка: 4 из 10
Отечественный фильм ужасов «Сёстры» выходит в российский прокат 24 ноября 2022 года. Режиссёр: Иван Петухов. В ролях: Ирина Старшенбаум, Никита Ефремов, Надежда Маркина, Аня Чиповская, Никита Волков и другие.
Над российским кинематографом уже давно висит проклятие, когда дело касается жанра ужасов. Кто-то шутит, что имя этому проклятию - Святослав Подгаевский, но сейчас речь не о его недавно вышедшем «Пансионе», а о полнометражном дебюте Ивана Петухова. Как бы кто ни старался подобраться к хоррорам в нашей стране, результат всегда плачевный – по крайней мере, на экранах кинотеатров. В реальности же ужасов хватает – например, домашнее насилие, статистика которого, мягко говоря, шокирует: согласно ей, только в прошлом году 71% женщин в России умерло от рук мужей или сожителей. Такая ужасающая информация предваряет финальные титры отечественной попытки снять «умный» хоррор с социальным подтекстом, как это делает широко известная американская студия А24. Вот только наши «Сёстры» получились даже не «Реинкарнацией» у нас дома, а совсем уж безыдейной социальной рекламой с хорошими актёрами.
«Сёстры» открываются рисованным анимационным прологом в стиле Андрея Хржановского о небольшой женской общине, в которую однажды ворвались варвары-мужики в стремлении изнасиловать всех вокруг, но сёстры вовремя призвали магические силы и сожгли потенциальных насильников заживо. Видео об этом главной героине Ане (Ирина Старшенбаум) пересылает таинственная незнакомка с какого-то интернет-форума, на котором жена и мать отчаянно ищет помощи. Муж-абьюзер (Никита Ефремов) запер Аню дома, и она не может убежать, потому что ей никто не верит: свекровь всегда защищает сына, а своих родных у девушки нет. Зато есть таинственное прошлое со взрывом газа в квартире и психические отклонения.
Сам Андрей (Ефремов опять играет мужа Старшенбаум, но теперь уже он её кошмарит, а не она его, как это было в «Здоровом человеке») поначалу предстаёт вполне обычным папой, который мягко общается со всеми, играет за завтраком с сыном и целует перед выходом на работу жену. Но Аня постоянно напряжена и, как только Андрей уходит из дома, собирает сына и решает бежать с ним как можно дальше. Затем она показывает зрителю синяки и шрамы на своём теле, хотя и тут не совсем ясно, кто именно их ей нанёс. Иван Петухов всячески пытается навести туману, даже когда это не нужно. С неба падаёт чёрный снег, хотя вокруг всё белым бело, Аня любит томно смотреть на горящую конфорку, поднося к ней руку, фотографирует побои через разбитое стекло. Авторы пытаются наполнить каждый кадр смыслом, но в итоге фильм выглядит насквозь фальшивым и претенциозным.
Согласно сюжету, когда агрессия и манипуляции Андрея всё-таки становятся очевидны, в дело вступает магический элемент – отчаявшаяся Аня теперь надеется лишь на сказочных сестёр, о которых ей рассказала незнакомка с форума и которые должны прийти сжечь очередного упивающегося своей властью мужика. Здесь фильм также пытается выйти на территорию фолк-хорроров, но без какой-либо культурной привязки вся эта басня про женскую общину выглядит слишком поверхностно и малоубедительно. В целом «Сёстры» кажутся продуктом инородным: стоковый хоррорный саундтрек, словно бы взятый из какого-нибудь голливудского «Проклятия монахини», никак не помогает созданию атмосферы, но раздражает своей вторичностью; эти чисто американские ужины со стейком под бокал вина, голливудские штампы (поставила еду в духовку и пошла отмокать в ванной... угадайте, что будет дальше?) - всё это на экране не работает.
В режиссуре и сценарии «Сёстер» нет никакой изобретательности или артистизма, только необоснованная претенциозность и раздутый пафос. Тусклое освещение кадра, тёмные краски, стандартная для любых замкнутых пространств операторская работа создают впечатление, что фильм снят за 5 копеек, хотя, очевидно, это не совсем так. Создатели попросту не придумали, как можно с помощью кинематографических элементов возвысить бюджетную драму о двух психически больных людях до по-настоящему жуткого социального хоррора в камерной обстановке, как, например, это было у Стивена Карама в его минималистской притче «Люди». В конце концов, может и не стоило обращаться к такой форме, чтобы поговорить со зрителем о важном.
В итоге «Сёстры»оказываются банальным хоррором и крайне сбивчивым, отталкивающим фальшивой фактурой социальным высказыванием об ужасах домашнего насилия.
Вадим Богданов, InterMedia