Екатерина Чичеткина/InterMedia

Ирина Старшенбаум: «Не могу читать новости, это меня разрушает»

О РОЛИ В ХОРРОРЕ «СЕСТРЫ»

— Это некая консистенция из чувств, эмоций и проблем, травм, с которыми сталкивается не только моя героиня, но и все герои. В принципе, когда ты начинаешь исследовать, погружаться, судить о жизни своего персонажа или персонажа Никиты Ефремова, нашего с ним кино-сына, мамы героя Никиты, то понимаешь, что в принципе соединиться с этими героями — это большая работа. Это было тяжело. Ты не имеешь тут права сделать наполовину. Это надо сделать или честно, или никак. Самое тяжёлое было — это ощущение человека, по отношению к которому направлено такое количество боли, трагедии и травмы. Это не та картина, где можно что-то сыграть и пойти дальше.

О ТОМ, КАК ГОТОВИЛАСЬ К РОЛИ

— При подготовке я читала много материала, просмотрела разные интервью, видео, общалась с женщинами на тему насилия в семье. Когда мы уже начали снимать, я хотя бы стала это отпускать, транслировать в наш фильм, в творчество и освобождаться от этого груза. Даже будучи в подготовке, не заходя на территорию физического насилия, я испытывала даже физиологически чувство тяжёлого внутреннего давления, когда ты не можешь высказаться, кому-то рассказать, с кем-то поделиться. Оно настолько тебя разрывает изнутри…

О РАБОТЕ С НИКИТОЙ ЕФРЕМОВЫМ

— Это не первая наша совместная работа. Мы с Никитой очень близкие друзья, до этого снимались в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, в фильме «Общага» Романа Васьянова, кстати, сыграли супружескую пару в «Кризисе семейных отношений» — фильм ещё не вышел. У режиссёра Тодоровского в фильм «Здоровый человек», тоже очень интересная работа. Я сейчас понимаю, что наше партнёрство с Никитой — это осознанный выбор и наш, и режиссёрский. Режиссёр сказал, что он хочет, чтобы играл только Никита. Я говорила: «Ваня, мы с Никитой только что сыграли в фильме пару». Но он сказал: «Это не важно. Я чувствую, что этот выбор правильный». Персонажи, которые транслируют свою боль, — парни, которых никому не хочется играть, потому что это очень сложно, Никита соединяется со своими теневыми сторонами, как это психотерапевты называют, он может сделать так, чтобы зритель столкнулся с определённым триггером. Это большая актёрская работа. У меня есть версия, что артисты, когда играют отрицательные роли, где много жестокости, агрессии, на самом деле вычищают это из своей собственной жизни. Так же и роль женщины — человека, к которому применяется насилие. В смысле партнёрства эта тема щепетильная, поэтому прекрасно, что есть Никита, наша дружба и то, что мы много времени проводим вместе, обсуждая, делясь сокровенными историями. Это зона доверия, в которую можно войти. Но это не с каждым человеком можно себе позволить.

О ПРИНЯТИИ СЕБЯ

— Мне кажется, что я в принципе, как человек рефлексирующий, довольно часто ставлю под сомнение всё, что делаю. У меня никогда не бывает каникул, к сожалению, в этом смысле. Мне иногда это мешает. Я склонна к тому, чтобы постоянно рефлексировать, к сожалению, иногда обесценивать. Никогда не бываю довольна собой. Никогда. То есть бывают какие-то вспышки, когда я получаю удовольствие. Это обычно происходит, когда огромная работа сделана, фильм закончен. Это самая сладкая неделя, когда думаешь: я сделала что-то очень хорошее, что-то большое. Но через неделю организм восстанавливается, и я думаю: «Так, а хорошо ли я это сделала?» Вообще я людям пожелала бы учиться отпускать, находиться в постоянной практике, потому что эго за нами блуждает. Не грызть себя, потому что этот фон невралгический может давать обсессивно-компульсивное расстройство. Надо научиться расслабляться. Это хорошо не только актёрам, а всем людям — доверять процессу, доверять Вселенной.

О СВОЕМ ХАРАКТЕРЕ

— Я боец по натуре, но внутри я довольно хрупкий и чувствительный человек. Я очень эмпатична. Могу, находясь в поле человека, который излучает какие-то чувства, абсолютно весь спектр его чувств ощутить. Поэтому то, на что я делаю серьёзный упор в своём человеческом развитии, — это выстраивание границ. Насколько важно в сегодняшнем мире выстраивать границы не только в контакте с другими людьми, но и в информационном поле? Я, например, отписалась от всех телеграмм-каналов, потому что не могу читать новости, это меня разрушает. Когда я очистила своё поле от этого, поняла, что таким образом приняла решение просто не разрушать себя. И на это место пришла новая энергия, созидательная. То есть здесь выбор: страдать тебе или не страдать. Например, одна теория: «новости меня разрушают». Вторая: «Я принимаю решение, отписываюсь от всех телеграмм-каналов, делаю так, чтобы новости меня не разрушали». Жизнь учит меня тому, что за всё в своей жизни в итоге ответственна я. То, какой мир я создаю вокруг себя, это тоже мой выбор. Когда каждый человек поймёт, что это не кто-то портит тебе жизнь, это ты — главный герой в своей жизни, в работе и автор собственного жизнеустройства, семейной жизни, целостности, тогда станет легко жить, и ты дашь пространство людям вокруг тебя как-то выдохнуть.

О СПОРТЕ

— Я ходила на бокс. Тогда я находилась на жизненном этапе, когда хотелось ощущения самости. Моя внутренняя суть была: «Я могу всё». В какой-то момент я приехала с ретрита потрясающего терапевта и психолога Ирины Блонской и Натальи Бугай. Мы работали над собой, очень глубоко погружались в собственное Я. Спустя пару дней после приезда я пошла на бокс. Прихожу в зал, начинаю заниматься и слышу внутри: «Я не хочу никого бить». Я без партнёра, сама занимаюсь, и просто тело мне сказало! Сняла перчатки, пошла домой и поняла, что больше не хожу на бокс. Вид спорта — это твой внутренний самонастрой.

О НАСИЛИИ

- Я в принципе человек ненасилия, я против того, чтобы что-то выяснять. Даже наш фильм о том, что агрессия порождает ещё большую агрессию. Всегда есть выбор — ударить или уйти. Глобально люди это должны понять. Но если ты в стойке от кого-то защищаешься, транслируешь это в мир, обязательно найдётся тот, от кого тебе надо защищаться. А если внутренний сигнал созидания, совсем другие люди тебя окружают.

О МИСТИКЕ

— Отношусь с интересом. Но в это можно уйти. Я знаю людей, которые заменяют собственную реальность, погружаясь туда, застревают. Но если относиться к этому с интересом: есть что-то древнерусское — очаровывающее, то в этом смысле будет интересно. Думаю, каждая женщина развивает свои энергии, есть в ней что-то такое: ведь-ма — ведующая мать. Древнерусские языки изучать очень интересно, это начало о теле, о духе, о событиях. Очень интересные комбинации. Я уверена, что женщина может создавать любую реальность — вокруг мужчины, вокруг себя, своей семьи, своего дела. Чем выше мы в своих вибрациях, чем больше отдаёмся природе, тем сильнее духом становимся. Традиционную женскую русскую силу терять не хочется. Женщины своим полем, если собираются с другими сильными по духу женщинами, могут созидать миры, влиять на действительность и умножать свою силу. Мы с подругами в это верим.

О СТРАХЕ

— Когда начинаю попадать в эгрегор агрессии, войны внутренней, мне надо прожить все свои чувства, какими бы они не были. «Мне плохо», «я умираю, как мне плохо», «я сейчас страдаю», «мне обидно», «мне очень страшно». Сейчас страх — коллективное чувство, страх неизвестности. Страх надо прожить. Как только ты это максимально для себя проживёшь, это закончится. Начнётся чувство опустошения. С чистого листа. И в этот момент важно себе сказать: всё, я не жертва. И дальше на чистое сознание происходит что-то прекрасное. Жизнь так устроена, что вместо обиды и страха она вдруг присылает тебе какое-то чудо, это правда красиво.

О ВОЗРАСТЕ

— Мне повезло: я не чувствую возраста. Знаю, что многих людей беспокоит вопрос возраста. Бывает, что женщины очень переживают. Я внутренне чувствую себя даже не молодой, а подростком, что ли. С одной стороны, я чувствую себя мудрой сильной взрослой женщиной. Но есть у меня огромная внутренняя сила, когда всё интересно, я в этом плане исследователь. Поэтому я всегда чувствую себя молодо. Но когда исполнилось 30 лет, пришло ощущение разделения жизни на «до» и «после». Очень изменился образ жизни. Я начала следить за своими внутренними ритмами. Теперь рано ложусь спать, хотя всегда была человеком, который ложится в три ночи. Ночной житель: я всё время что-то читала, смотрела.

О ФИЛЬМЕ «НАДВОЕ»

— Проект «Надвое» — это, в первую очередь, возможность поработать с Валерием Тодоровским, режиссёром, о котором я мечтала очень давно. Я его очень люблю как мастера, люблю все его фильмы. С Валерием Петровичем мы встретились лет 5-7 назад. Он пригласил меня в офис и сказал: «Ира, если у меня будет возможность, какая-то роль, я с удовольствием с вами бы работал». Я столько лет ждала этой возможности и так была рада, когда Валерий Петрович меня пригласил на пробы. Съёмки были в моём любимом городе Петербурге, с потрясающими артистами, которых я люблю и уважаю – Сашей Петровым и Данилой Козловским. Для меня это была возможность показать любовь, переживания глазами мужчины. В нашей действительности мужчины не привыкли проявлять чувства, эмоции, это всегда прячется, и это, на мой взгляд, и есть насилие — подавление чувств, которые мужчины не выражают. Им страшно их выражать, им сказали, что плачут только женщины, «не мужское это дело, что ты как нытик…». А на самом деле, когда мужчина проявляет чувства — настоящие, не истерит, а когда его может что-то тронуть до глубины души, когда он может прослезиться где-то… Меня это очень трогает, мне кажется, что это чувственное освобождение ведёт к ненасилию. Я желаю, чтобы все мужчины услышали: «Не бойтесь проявлять свои чувства, потому что это очень красиво. Женщины, которые вас любят, когда видят какое-то проявление искренности и чувственности, всегда в ответ дадут вам только верность и поддержку».

(Лика Брагина, «ТН Звёзды», 26.11.22)

Последние новости