постер к фильму

Рецензия на фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием»: Сознание проклятого поэта

Оценка: 7 из 10

Документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» открывает первый кинофестиваль «Зимний», в российский прокат лента выходит 8 декабря 2022 года. Режиссёр: Любовь Аркус. В ролях: Алексей Балабанов, Любовь Аркус.

Вклад Алексея Балабанова в российский кинематограф невозможно переоценить. Многие готовы назвать его величайшим отечественным режиссёром только условно за дилогию «Брат», что в целом красноречиво говорит о культовом статусе Балабанова. Он снял 14 фильмов, о нём самом вышло два – в 2020-м лента «Найти своих и успокоиться» к юбилею второго «Брата», два года спустя «Балабанов. Колокольня. Реквием» — долгострой Любови Аркус и трогательный портрет последних лет жизни великого художника.

Создание фильма началось со съёмок производственных моментов последней картины Балабанова «Я тоже хочу», но через два года режиссёр скончался и оставил после себя ничем не заполняемую пустоту. В результате из фильма-наблюдения за Балабановым в работе кино Аркус переросло в послесловие к наследию великого режиссёра. Компоновка «Реквиема» заняла почти десять лет, потому что сработал человеческий фактор. Любовь Аркус была близким другом и коллегой субъекта своего фильма, отчего её труды попросту не могли в итоге обернуться стандартным документальным проектом с говорящими головами, заумно рассуждающими о Балабанове. «Колокольня», к счастью, далека от всего этого: перед нами эмоциональный, честный и пугающе близкий взгляд на режиссёра глазами любящего человека. Глазами, в которых до сих пор блестят слёзы.

Открывается лента с поэтичного предисловия, в котором Любовь Аркус рассуждает об общих темах, художественных приёмах и месте в культурном облике России работ Балабанова. Закадровый голос практически со стихотворной мелодичностью гипнотизирует зрителя, завороженного кадрами «Замка», «Реки», «Морфия» и других его фильмов. Как мы знаем по предыдущим документальным работам Аркус («Кто тебя победил никто» и «Антон тут рядом»), её авторские, киноведческие комментарии всегда метят в самую суть, в краткой форме констатируя идеи и мысли, которые зритель всё никак не мог сформировать самостоятельно. В этом безусловный талант Аркус – одним лишь подбором слов пробирать до мурашек.

Основная часть фильма посвящена Колокольне, через которую можно попасть в Счастье. Другим словами, мы наблюдаем за съёмочным процессом «Я тоже хочу», узнаём, каким Балабанов был как режиссёр. Эти кадры перебиваются домашней хроникой, в которой нам раскрывается Балабанов уже как человек: больной, грустный, но ещё не потерявший интерес к кино, жизни, своим близким. Вот – он проводит экскурсию по своей квартире. Вот - он вместе с Любовью смотрит свой дебют «Счастливые дни» и комментирует с позиции двадцатилетней давности. Мы плавно погружаемся в его мир, в его восприятие, в сознание проклятого поэта.

Финальная часть, которую условно можно назвать «Реквием», это практически чёрно-белое слайд-шоу с воспоминаниями и способ сказать «прощай» через песни Бутусова и слёзы близких. Если вы ждёте познавательного обзора фильмографии режиссёра, то «Балабанов. Колокольня. Реквием» — это не совсем тот документальный фильм. Его скорбная интонация и не всегда связная нарезка домашних видео наделяет кино Аркус особой сакральностью для своих (чтобы те наконец успокоились). Как будто бы главный посыл фильма не в подведении черты под кинематографическим наследием Балабанова, а в грустной констатации факта, чего навсегда лишилось наше кино и все мы с уходом культового режиссёра. Остаётся надеяться, что ушёл он всё-таки в Счастье.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости