Аншлаг в Кремле: Николай Цискаридзе и его юные ученики представили необыкновенного «Щелкунчика»
Учащиеся Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, возглавляемой народным артистом России Николаем Цискаридзе, выступили в Государственном Кремлёвском дворце 20 и 21 декабря 2022 года. Они впервые представили на московской сцене балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского в хореографии Василия Вайнонена. Необычный спектакль прошел при небывалом для жанра аншлаге.
Обращаясь с приветственным словом к зрителям, Николай Цискаридзе отметил, что самой первой версии постановки в эти дни исполнилось 130 лет: ее премьера состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. «Щелкунчик» Василия Вайнонена был создан на основе либретто Мариуса Петипа и увидел свет в 1934 году: сейчас это старейшая из дошедших до нас версий спектакля. В ней можно найти отголоски самой первой версии, в частности, знаменитый «Вальс снежных хлопьев» - в начале ХХ века критики оценивали этот фрагмент спектакля как настоящий шедевр, а потому сохранилось множество его описаний.
По изначальному замыслу Василия Вайнонена в постановке участвовали дети. Практически все выдающиеся звёзды балета – выпускники Академии имени А.Я. Вагановой – в разные годы прошли через этот спектакль, исполняя в нем те или иные партии. «Щелкунчик» в Кремле полностью соответствует замыслу знаменитого хореографа.
Перед началом спектакля Николай Цискаридзе поблагодарил организаторов государственной программы «Приоритет 2030», благодаря которой приезд Академии в Москву стал возможен, а также руководство Государственного Кремлевского дворца за гостеприимство. Затем он пожелал зрителям замечательных праздников и отметил, что, несмотря на события последнего года, весь мир все так же смотрит «Щелкунчика» и слушает великую музыку П.И. Чайковского, потому что без этого произведения уже никто и нигде не отмечает Рождество и Новый год.
Учащиеся Академии Русского балета традиционно танцевали в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра коллектива, заслуженного артиста России Сергея Кондрашева. Живая музыка в великолепном исполнении, атмосферные мультимедийные декорации, яркие костюмы – всё это с первых минут создало ощущение праздника. И, конечно же, то, что практически во всех партиях были заняты дети (только роль Дроссельмейера исполнил педагог Академии Александр Омар) придало происходящему на сцене особое очарование. Искренние в своих эмоциях и очень артистичные ребята мгновенно захватили внимание публики, которая восторженно поддерживала их аплодисментами при каждом удобном случае. А случаев таких было по ходу спектакля немало, потому как воспитанники Николая Цискаридзе традиционно продемонстрировали и чувство стиля, и отличное владение техникой танца. Совсем еще юная Александра Поз (маленькая Маша) была великолепна и там, где от нее требовалось актерское мастерство (например, в сцене с мышами), и во время танца с крестным Дроссельмейером. Во втором акте испанский танец прекрасно исполнили Майя Палилионис и Хоши Генки (Япония), в классическом трио блеснули Агния Соловьёва, Анастасия Герасимова и Радмир Терегулов. Ангелина Карамышева и Кодама-Помфрет Тайга (Великобритания) в сложнейшем китайском танце были настолько хороши, что зал буквально зашёлся в овациях. Кодама-Помфрет Тайга, кстати, громко заявил о себе еще и в первом акте, когда исполнил танец Арапа – заводной куклы, оказавшейся одним из сюрпризов, приготовленных детям Дроссельмейером. Эта небольшая партия в постановке Василия Вайнонена весьма сложна и требует от исполнителя отличной технической подготовки и виртуозного владения своим телом. Все этим Тайга обладает в совершенстве, что и позволило ему стать этим летом лауреатом Московского Международного конкурса артистов балета.
С восторгом зрители встретили и других лауреатов Московского конкурса - Марию Кошкарёву (Маша-принцесса) и Луку Добоша (Щелкунчик-принц, Румыния). Молодые танцовщики отлично справились со своими звездными партиями, продемонстрировав уверенное владение танцевальной лексикой и зрелый подход к осмыслению хореографического материала. Мария Кошкарёва проявила необыкновенную грацию и артистизм. В свою очередь, Лука Добош порадовал сильным, высоким, полётным прыжком, элегантностью и благородством манер.
Интересно, что только в версии Василия Вайнонена вместо финального (свадебного) па-де-де Маши и Принца зрители могут увидеть вариации главных героев, дополняющие адажио с участием четырех кавалеров – это дань старинной балетной традиции.
Красивейший танец снежинок (тот самый исторический «Вальс снежных хлопьев»), требующий от женского кордебалета не только филигранной техники исполнения, но и идеальной синхронности, выглядел сказочно. Голубые пачки юных балерин по-особому оттеняли их изящный, стремительный танец, вызывая у взрослых и юных гостей неподдельный восторг.
После окончания второго акта огромный зал Государственного Кремлёвского дворца ещё долго не расходился, чествуя талантливых воспитанников Академии Русского балета, их педагогов и, конечно же, и.о. ректора Николая Цискаридзе за этот сказочный вечер. А за окнами дома Штальбаумов на мультимедийных декорациях в это время продолжал идти снег, словно напоминая о том, что даже после спектакля чудо всегда остается рядом с нами…
Официальное PR-агентство – InterMedia
Справки для СМИ: Наталья Ломова, pr@intermedia.ru