Рецензия на фильм «Праведник»: Не стоит село без Александра Яценко
Оценка: 7 из 10
Историческая драма «Праведник» выйдет в российский прокат 16 февраля 2023 года. Режиссер: Сергей Урсуляк. В ролях: Александр Яценко, Марк Эйдельштейн, Любовь Константинова, Сергей Маковецкий, Федор Добронравов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова и др.
Начало Великой Отечественной войны. Немецкие оккупанты врываются в еврейское гетто в Минске и устраивают там редкостную по своим масштабам резню. Глава многодетного семейства (Константин Хабенский) перед своей неминуемой смертью дает возможность спастись своему сыну Мойше (Марк Эйдельштейн) и его младшей сестре Мариам.
Лето 1942 года. Партизанский отряд громит стихийный лагерь фашистов. Таким маневром из плена освобождаются несколько сотен евреев во главе с раввином Рувимом Янкелем (Сергей Маковецкий). Всем им абсолютно некуда податься, поэтому они прибиваются к своим освободителям даже вопреки их воле. Вскоре командиру отряда Николаю Киселеву (Александр Яценко) поручают вывести евреев в тыл. Опытный красноармеец сильно сомневается в успехе этой операции, потому что измученным мирным жителям под защитой горстки солдат предстоит осилить марш-бросок в 1500 километров, в то время как немцы идут за ними буквально по пятам.
Фильм основан на историческом материале: существовавший в реальности Николай Киселев спас 218 евреев от геноцида. Вспоминать о своем подвиге он не любил, но детали остались. Многие из них были использованы и в «Праведнике», будь то эпопея со спасением руки мальчика от гангрены с помощью сахара, душераздирающая сцена со спрятанной в мешке девочкой или женитьба Киселева на своей попутчице по пересечению линии фронта Анне Сиротковой.
В исполнении Александра Яценко партизанский вожак лишен сверхчеловеческих черт, какие, например, были приписаны военному летчику в «Девятаеве». Сергей Урсуляк предлагает нам довольно необычный для российских фильмов о войне типаж. Киселев в фильме, в силу своего экономического образования, тщательно просчитывает каждый шаг, не боясь при этом прослыть скучным педантичным занудой. Его конек — не эффектные маневры, а методизм шахматного игрока, который выигрывает только за счет продуманного расположения фигур на доске.
В противовес нескладному Киселеву его главный немецкий антагонист не лишен эксцентрики и солидного культурного багажа. Он постоянно проводит культурологические параллели и демонстрирует даже осведомленность в тонкостях Каббалы, к которой, правда, апеллирует довольно пошлым способом. В одной из сцен в ход идут даже цитаты из Александра Пушкина, но выглядит это так, будто Сергей Урсуляк приготовил ироничную пасхалку к «Учености плодам» Игоря Угольникова.
Сценарист Геннадий Островский разворачивает перед нами многофигурное полотно, сравнимое по своей масштабности с «Войной и миром» Льва Толстого. В фильме целых три плана, внутри каждого из которых действует своя система персонажей. Самой условной из них выглядит израильская сюжетная линия 2005 года. Но она необходима режиссеру для более полного раскрытия феномена праведника в разных культурных традициях. Если у русского человека суть этого понятия довольно иррациональна («не стоит село без праведника» и проч.) то в иудаистской культуре параметры праведников четко структурированы и изложены в Ветхом Завете и других священных текстах.
Из этого столкновения смыслов и рождается особая стереоскопичность «Праведника». Каждый персонаж получился неоднозначным и объемным, поскольку представлен глазами носителей различных культур. Сергей Урсуляк не пытается лакировать действительность и кого-то идеализировать. В «Праведнике» исследуется в том числе и бытовой антисемитизм, который позволяет себе высокопоставленный офицер в исполнении Федора Добронравова. В то же время, и у евреев есть свои претензии к представителям советской власти, которая в свое время их раскулачила. Но все эти противоречия нивелируются перед лицом большой беды, и, кажется, это именно то, что нам сейчас нужнее всего в эпоху всеобщей нетерпимости.
Денис Ступников,InterMedia