Рецензия на фильм «Сын»: Любви недостаточно
Оценка: 5 из 10
Драма «Сын» выходит в российский прокат 23 февраля 2023 года. Режиссёр: Флориан Зеллер. В ролях: Хью Джекман, Лора Дёрн, Ванесса Кирби, Зен МакГрат, Энтони Хопкинс и другие.
Бет (Ванесса Кирби) склоняется над кроваткой новорождённого ребёнка, когда его отец Питер (Хью Джекман) тихонько заглядывает в комнату, чтобы убедиться, заснул ли малыш. В это же время раздаётся звонок в дверь. На пороге – взволнованная Кейт (Лора Дёрн), бывшая жена Питера, от которой у них есть совместный ребёнок-подросток Николас (Зен МакГрат). Кейт сообщает дважды отцу, что у Николаса проблемы – он не ходит в школу, постоянно грустный и вообще хочет жить с родным папой. Питер с радостью соглашается принять Николаса обратно в свою жизнь (вместе с Бет, конечно) и теперь ему предстоит выстраивать отношения сразу по двум фронтам. Вдобавок, кроме семьи, у Питера на носу больше повышение по работе, подразумевающее переезд в другой город.
После громогласного успеха своего дебютного фильма «Отец» драматург Флориан Зеллер снова берётся за экранизацию собственной же пьесы. Темой того фильма была деменция, теперь же в фокусе режиссёра – депрессия. Однако, несмотря на название картины, депрессия мальчика показана от лица отца, лезущего из кожи вон, чтобы выглядеть идеальным родителем. Он не понимает причин школьных прогулов подростка и попыток навредить себе ножом, хотя она, казалось бы, очевидная – парень до сих пор не смерился с фактом развода родителей и уходом отца из семьи.
В этом и во многом другом «Сын» является неудачным примером переноса чисто театрального материала на кинематографическую почву. То, что в театре сработало хорошо, в кино выглядит как эксплуатация психологической травмы для лишнего драматического эффекта. Очень тонкая грань между эгоистичным невоспитанным подростком и юношей, страдающим от депрессии. И в фильме эта грань стирается полностью за счёт поверхностного и чрезвычайно сухого сценария.
Здесь нет как такового сюжета – попросту хроника несчастной семейной жизни. Отец, решивший пожить для себя, его бывшая жена, всё ещё не пережившая развод, его нынешняя жена, недовольная происходящим в её доме, и наконец сын, которому вообще хуже всех. Все эти двухчасовые экранные мытарства сопровождаются набором клишированных фраз («всё будет хорошо», «не расстраивайся» и так далее) и совершенно невыразительным визуальным рядом. Одна безжизненная павильонная сцена сменяется другой, один крупный план другим, в кадре царят серые тона и режущая глаз бутафория, словно смотрим мы дешевую телепередачу. Не такого ожидали от человека, чей предыдущий фильм пестрил оригинальной работой с формой и выразительной режиссурой таких же камерных сцен.
Парад дурного вкуса продолжается, когда Зеллер ничего другого не находит, чтобы показать депрессивное состояние мальчика, как перебить редкий момент всеобщего веселья меланхоличной музыкой и вырулить к крупному плану Николаса. Пик манипуляций над зрителем приходится на увешанный чуховскими ружьями финал картины, о котором тоже ничего приятного сказать не получается. Очевидно, что режиссёр своим фильмом хотел поднять крайне важный и острый вопрос, но при этом упустил самое главное – достоверность семейных отношений. Джекман, который выдавливает из себя актёрский максимум (в некоторых сценах даже перебарщивает), хочет сыграть персонажа, который больше чем весь мир вокруг него. Но опять же: всё, что приготовил для него Зеллер, это душное пространство стерильных павильонов и образ отца, который всего-навсего боится стать копией своего собственного отца (в его роли отлично отметился Энтони Хопкинс). При этом все остальные герои фильма на его фоне – всего лишь функции, симулирующие одну безжизненную сцену из семейной жизни за другой.
В широком смысле «Сын» вообще может принести вред – особенно тем зрителям, кому ещё только предстоит стать родителями. Зеллер генерирует такой беспросветный мрак, посыл которого упирается в одну брошенную за фильм фразу: «Любви недостаточно». Её недостаточно, чтобы стать хорошим родителем. А что ещё нужно? Вместо рассуждений на эту тему, «Сын» рисует такую картину, в которой родительство – это то, что даже заклятому врагу не посоветуешь. Это беспрерывные мучения, страдания и безысходность. А финал и вовсе оставляет зрителя с повисшим в воздухе вопросом: а оно вам надо?
Вадим Богданов, InterMedia