постер к фильму

Рецензия на фильм Брэндона Кроненберга «Бескрайний бассейн»: Преступления будущего

Оценка: 7 из 10

Фантастический фильм ужасов «Бескрайний бассейн» вышел на цифровых платформах 14 января 2023 года. Режиссёр: Брэндон Кроненберг. В ролях: Александр Скарсгард, Миа Гот, Клеопатра Коулмэн, Томас Кречман и другие.

Как только на экраны вышел полнометражный дебют Брэндона Кроненберга «Антивирус» стало понятно, что сын рос на фильмах отца. И в этом нет ничего зазорного, к хорошему действительно лучше приобщаться смолоду, и неважно, если сам ты пока ничего не понимаешь, определённые образы уж точно отпечатаются в памяти. А фильмы Дэвида Кроненберга именно такие: их мрачная привлекательность, провокационность и атмосфера погружения в извращённый ночной кошмар гипнотизируют в первую очередь уникальным режиссёрским видением.

Наследовать такое, увы, невозможно, поэтому Брэндон рано или поздно был вынужден выработать собственный стиль. В своей третьей картине под названием «Бескрайний бассейн» у него это почти получилось.

Мы оказываемся в вымышленной экзотической стране Ли Толка, славящейся своими закрытыми, роскошными курортами для богачей. Писатель Джеймс Форстер (Александр Скарсгард) туда приехал не совсем для отдыха, а скорее в поисках вдохновения: последний роман вышел 6 лет назад, и с тех пор его одолевает творческий кризис. Джеймс на мели и сам бы он не смог позволить себе путешествие в Ли Толку, но ему повезло жениться на богатой дочке издателя, которая как раз и платит за все удобства. Однажды Фостеры знакомятся с ещё одной парочкой отдыхающих – с фанаткой Джеймса Габи (Миа Гот) и её французским ухажером. Вчетвером они садятся в автомобиль, чтобы покататься по живописным каньонам, а ночью на пути обратно сбивают насмерть местного жителя и скрываются с места преступления.

Завязка, честно говоря, не блещет оригинальностью. Сюжет про избалованных буржуазных туристов на отдыхе – буквально один из самых популярных трендов в кино за последние полгода. Вариации развития такого сценария мы видели совсем недавно в «Треугольнике печали», «Меню» и, конечно, в «Белом лотосе». Вдобавок, очень похоже начинается и последний фильм Джона Майкла Макдоны «Прощённый»: там богачи приезжают в дикую марокканскую пустыню и точно так же в ночи сбивают местного подростка, после чего тоже решают сделать вид, будто ничего не произошло. Кроненберг очевидно сам себя завёл в тупик, вступив на истоптанную тропу, однако в последний момент ему всё же удаётся вырваться на ту территорию, где ему более комфортно. Территорию его любимого научно-фантастического кино.

Преступления на Ли Толке не остаются безнаказанными. Согласно их государственной туристической инициативе, туристам и дипломатам за крупную сумму денег предоставляется специальная услуга. Осужденный проходит процедуру клонирования, клону вживляют все его воспоминания, чтобы он в полной мере ощущал свою вину, а затем его должны казнить. Поскольку Джеймса судят за убийство человека, то по закону, его должен казнить родственник убитого. Так бы и произошло, если бы у Джеймса не было денег. Но ему повезло, что он хорошо женился.

«Бескрайний бассейн» — это пресловутая высококонцептуальная фантастика, в которой за обманчиво простой оболочкой скрывается нечто большее. В какой-то мере это кино из той же весовой категории, что и «Высотка» Бена Уитли, и «Клон» Райли Стернса с прошлогоднего «Сандэнса». Как можно догадаться из названия, там тоже весь фантастический элемент заключался в клонировании человека, но разыгран он был в форме мрачной сатиры. Юмор также присутствовал и в «Белом лотосе», «Меню» и «Треугольнике печали», здесь же Кроненберг уводит зрителя в сторону сгущённого хоррора, смешивая сцены ярко выраженного насилия с эпизодами галлюциногенного характера.

Гипертрофированное помешательство на своих кумирах и подмена тел уже фигурировали в предыдущих фильмах режиссёра. В «Антивирусе» люди были готовы заразиться любой болезнью, которая есть у их любимых звёзд, чтобы стать к ним ближе. В следующей картине, «В чужой шкуре», наёмная убийца внедрялась в сознание других людей, чтобы с их помощью совершать заказные убийства. В «Бескрайнем бассейне» есть сцена, как герои меряются собственными смертельными грехами, как будто дорогими часами или новой должностью. Моральное разложение только подначивает их к дальнейшему саморазрушению – мотив, который роднит этот фильм с культовым «Столкновением» Дэвида Кроненберга. Герои «Бескрайнего бассейна» зависимы от чувства вседозволённости, совершать преступления для них сродни принятию наркотиков.

Пока Брэндон таким образом говорит о разложении общества, заметны стилистические отклонения в его режиссёрском методе. Третий фильм уже отдаёт работами Лантимоса, Ханеке и даже маленько Кубрика (в сцене с оргиями), хотя и мысли «Преступлений будущего» тоже просвечиваются. Безнаказанность – новый секс. Но вот только безнаказанность здесь обусловлена исключительно толстым кошельком, из-за чего концепция фильма кажется не совсем докрученной, не до конца проработанной, особенно с учётом лишённого всякой морали финала.

После оригинального, жестокого и безумно привлекательного в своей странности сай-фая «В чужой шкуре» Брэндон немного сдаёт позиции. Тем не менее его «Бескрайний бассейн» всё ещё интригующее жанровое кино с живописной операторской работой и двумя харизматичными перфомансами от Скарсгарда и новоиспечённой «королевы ужасов» Мии Гот. Первая заметная новинка 2023-го, которая, может быть, не оправдывает всех ожиданий поклонников жанра, но уж точно подогревает интерес к следующим проектам Брэндона Кроненберга.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости