постер к фильму

Рецензия на фильм «Нюрнберг»: Кто вниз, а кто наверх — занимай места

Оценка: 6 из 10

Историческая драма «Нюрнберг» выйдет в российский прокат 2 марта 2023 года. Режиссер: Николай Лебедев. В ролях: Сергей Кемпо, Любовь Аксенова, Евгений Миронов, Сергей Безруков и др.

Последние дни Великой Отечественной войны. Капитан Игорь Волгин (Сергей Кемпо) героически сражается в освобождаемом Берлине. Пытаясь разыскать своего брата Николая, он внезапно узнает, что след родного человека обнаруживается в Нюрнберге. Волгин прилагает все усилия для того, чтобы быть направленным туда в командировку.

Капитану помогает случай. В Нюрнберге начинается Международный военный трибунал над представителями нацистской верхушки. Игорь Волгин в совершенстве владеет английским и немецким, поэтому его знания в германском городе, находящемся под юрисдикцией американцев, оказываются бесценными. Задача обнаружить брата оказывается для Волгина не такой уж простой. Зато он встречает русскую девушку Лену (Любовь Аксенова), которая обещает ему помочь с поисками.

Инициатором создания фильма выступил историк и правовед Александр Звягинцев. К Нюрнбергскому процессу у него особое отношение. Родственники юриста пострадали во время войны, а личное знакомство с обвинителем от СССР на процессе Романом Руденко подстегнуло его к всестороннему освещению суда над пособниками Гитлера. В результате Звягинцев стал автором нескольких документальных фильмов и книг о Нюрнберге.

Роман «На веки вечные» сначала лег в основу сериала «Контригра». Этот же материал поначалу решили использовать и для полнометражного фильма «Нюрнберг». Александр Звягинцев даже написал сценарий, который существенно переработал режиссер Николай Лебедев. В результате мы имеем дело с совершенно самостоятельным сюжетом, в котором правда и вымысел очень тесно переплелись.

Снявший кассовую «Легенду 17» о хоккеисте Валерии Харламове Николай Лебедев неплохо владеет реалиями относительно недавнего советского времени. Но вот в руинах разбомбленного Нюрнберга он, как и некоторые его герои, немного заплутал. В эпоху господства фейков режиссер предпринял попытку показать справедливое наказание за абсолютное зло. Однако на экране мы видим таких же жертв манипуляций, как и наши современники.

Атмосфера всеобщей враждебности в «Нюрнберге» зашкаливает. Каждый здесь ожидает ножа спину, причем, в первую очередь — от своих. В фильме практически отсутствуют проявления братства и взаимовыручки. По большому счету, любой человек оказывается один на один со своей бедой, а окружающие напористо требуют выполнения задач, никак с этими проблемами не связанными.

В фильме нет героев, которые бы вызывали сочувствие зрителя от начала и до конца. Кто-то слишком глубоко погружается в двойную игру, а кто-то руководствуется исключительно корыстными целями. Встречая сгорбившуюся под натиском всевозможных проблем девушку Лену, Игорь вместо сочувствия и поддержки бросает ей в лицо упрек, что она, будучи насильственно угнанной в Германию, согласилась работать на военном заводе. Может, в его повышенной подозрительности и есть определенный резон, но в фильме подобная резкость выглядит проявлением душевной гангрены.

Антагонисты оттенены от всех остальных действующих лиц слишком контрастно. Это серые, чуть ли не скрежещущие зубами недружелюбные люди. Затесавшийся среди советских солдат предатель вычисляется зрителями на раз. На фоне неоднозначности положительных героев такая гипертрофированность кажется странной вдвойне. Соответственно, и идея воздаяния по заслугам неизбежно размывается и не получается все разложить по полочкам так же стройно, как в песне Пита Сигера «Последний поезд в Нюрнберг»: «Кто вниз, а кто наверх — занимай места».

Сам судебный процесс показан в фильме достаточно увлекательно. Особенно впечатляют кадры с уликами зверств фашистов и документальной хроникой из концлагерей. Довольно выпукло представлен Геринг, который и без произносимых реплик производит по-настоящему тяжелое и зловещее впечатление. А вот кадры спасения фельдмаршала Паулюса по дороге на процесс оказываются от начала и конца вымышленными и неправдоподобными, поэтому вызывают скепсис. Так что, может быть, стоило ограничиться сугубо документальным материалом?

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости