Нонна Гришаева расскажет историю «Про мою маму и про меня» в экранизации одноименной пьесы
Съемки полнометражного фильма «Про мою маму и про меня» режиссера Дмитрия Губарева стартовали в начале 2023 года. В основе картины, действие в которой происходит в конце 1970-х – пьеса поэта и драматурга Елены Исаевой, переделанная ею в сценарий о взаимоотношениях и переживаниях мамы и дочери-подростка. Главные роли матери и дочери сыграли Нонна Гришаева и Катя Гонтаренко, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе проекта.
Производством картины занимается студия «КиноПроба». Роли в фильме также исполняют Александр Олешко, Светлана Антонова, Галина Петрова, Георгий Дронов, Юлия Франц и др.
Сюжет состоит из пяти школьных сочинений, написанных главной героиней – девочкой Леной, представленных в виде киноновелл: «Как я ходила дарить куклу», «Искусство и его создатели», «Жизнь, отданная людям», «Игоряшка» и «Как я стала Сирано де Бержераком».
- У меня давно была мысль написать о взаимоотношениях матери и дочери-подростка, которая боится внешнего мира, но ей в скором времени придется в него самостоятельно шагнуть, и мама помогает преодолевать эти страхи, – рассказывает Елена Исаева. - Но когда умирает папа, все переворачивается. Мать на какое-то время становится слабее, и уже ей нужна поддержка дочери. И дочь на время берет на себя роль старшей в семье. Это отношения-качели, когда близкие люди по очереди помогают друг другу выживать. Получилось практически интервью с самой собой.
Продюсер картины Юрий Обухов отмечает, что не каждая пьеса и постановка становятся основой сценария хорошей кинокартины, но в случае с произведением «Про мою маму и про меня» все было очевидно.
- Когда я ознакомился с пьесой и театральной постановкой в театре РОСТА с Нонной Гришаевой, то был убежден, что эта история может получить прекрасное воплощение на экране, - говорит он. - Уверенности мне придала и Елена Исаева, которая предложила внести кинодраматургические изменения в изначальный текст. Все факторы в совокупности – доверие к автору, возможность хорошей экранизации истории, интерес к проекту со стороны Нонны Гришаевой – сыграли роль в принятии окончательного решения по запуску проекта в производство. Я не один раз прочитал сценарий, и больше всего меня поражает трогательная интонация, с которой прописаны в пьесе взаимоотношения матери и дочери. Очень хотелось бы, чтобы зритель ее тоже прочувствовал.
Елена Исаева отмечает, что за многие годы ей поступало не одно предложение снять по пьесе фильм, но каждый раз она отказывалась, так как для нее было важно сохранить историю в том виде, в каком она задумана.
- Команде, которая сейчас работает над фильмом, я очень доверяю, - говорит автор пьесы. - И продюсер Юрий Обухов, и режиссер Дмитрий Губарев, и Нонна Гришаева, которая играет эту роль и в театре, и все остальные актеры и члены съемочной группы с большой любовью и осторожностью подошли к сценарию. Я была на съемочной площадке и могу сказать, что картина получается очень близкой мне по духу и посылу, но по динамике, конечно, кино от пьесы отличается.
Картина «Про мою маму и про меня», представленная в виде киноновелл по сочинениям филологически одаренной девочки, по словам режиссера, по мере усложнения их жанров приобретает все более серьезные черты.
- Пьеса написана прекрасным языком, которого кинематограф был лишен на протяжении нескольких лет, именно на нем говорит поколение 40-50-летних людей. Любовь к литературе, которую Елена Исаева изначально заложила в образы героев картины, в полной мере воплотится и у нас на экране, – рассказывает Дмитрий Губарев. – Сценарий я обычно читаю дома вслух, и, когда его услышал мой 12-летний сын, то сказал: «Я стал лучше понимать вас, взрослых». Я считаю невероятно важным, что наши дети понимают, почему мы именно такие, почему иногда мы совершаем не всегда рациональные поступки, которые идут от чистого сердца, а не сиюминутной выгоды. Этот лейтмотив я хочу пронести через всю картину. Причем к жанру трагикомедии я стремился на протяжении всей карьеры, но не было подходящего сценария. И счастье, что сейчас работаю над фильмом, который, как и наша жизнь, состоит как из трагических, так и смешных моментов.
Нонна Гришаева, играющая роль мамы в одноименной театральной постановке, продолжила воплощать ее и на съемочной площадке фильма.
- Играть роль в кино и в театре – большая разница, - отмечает актриса. - В кино все реакции нужно «сбавлять» примерно вдвое, делая менее выраженными, приближенными к жизни. В фильме я играю сразу три роли – маму, пожилую маму и выросшую дочь, от этого еще сложнее – приходилось менять как голос, так и внешность, на помощь приходил пластический грим. Но чем сложнее работа – тем интереснее. Я возлагаю большие надежды на этот проект, и могу сказать, что уже все получается – наша большая команда делает фильм с большой любовью, я не раз замечала влажные от слез глаза у членов съемочной группы после той или иной сцены. Это чистые эмоции, а значит, эта история работает.
Нонна Гришаева и Александр Олешко последний раз снимались вместе в полнометражном кинопроекте 10 лет назад – в фильме «Мужчина с гарантией». Сейчас, спустя десятилетие, они встретились вновь – в совсем нетипичных для себя ролях.
- У меня этот год становится годом экспериментов. Я играю абсолютно нетипичного для меня персонажа. У моего героя очень непростая судьба. И его хочется сделать счастливым хоть ненадолго. Мне кажется, что авторы фильма дали ему этот шанс – почувствовать себя наконец счастливым человеком. Зрители привыкли меня, как и Нонну, ассоциировать с комедийными героями, а здесь у меня серьезная драматическая роль, – рассказывает Александр Олешко о своем персонаже.
Съемочный процесс было решено разбить на несколько блоков, чтобы зритель увидел всю палитру жизни главных героев в разных временных отрезках. В мае начнутся съемки весенне-летнего блока, который относится к нескольким киноновеллам из картины, а павильонный зимний блок уже отснят. Так, в московском павильоне «выросла» типичная советская квартира из 1970-х – с громоздким телевизором, подборкой журналов «Советская эстрада и цирк», холодильником «ЗИЛ» и отрывным календарем на кухне, часами и кружевной салфеткой посреди стола и другими атрибутами тех лет, резко, как на машине времени, переносящими в прошлое.
- Нам удалось построить декорации, чего не было уже давно. Мы работаем по классическим советским канонам кинематографа, когда квартиры главных героев – это не просто съемные объекты, а настоящие декорации. Я счастлив, что продюсеры пошли навстречу, и мы выстроили целый декорационный блок с нашим художником Анной Ермолиной, которая воссоздала мир 70-х годов, – отмечает режиссер.
Релиз фильма «Про мою маму и про меня» запланирован на весну 2024 года.