Рецензия на сериал «Король и Шут»: Панки грязи не боятся?
Оценка: 7 из 10
Премьера биографическо-фэнтезийного сериала «Король и Шут» состоялась на «Кинопоиске» 2 марта 2023 года. Режиссер: Рустам Мосафир. В ролях: Константин Плотников, Влад Коноплев, Даниил Вахрушев, Александр Адабашьян, Алексей Горшенев и др.
1999 год. Перспективная группа «Король и Шут» впервые собирает в родном Питере дворец спорта «Юбилейный». Отмечая важную веху в своем творчестве, музыканты разносят в щепки на радостях гримерку. Невесело только одному из фронтменов Михаилу Горшеневу (Константин Плотников), который считает достижение потолком коллектива, после которого жизнь теряет всякий смысл.
На фоне тотального головокружения от успехов у согруппников, Горшок не находит ничего лучше, чем пойти и сигануть с карниза того же дворца спорта. Смертоубийству пытается воспрепятствовать напарник Андрей Князев (Влад Коноплев), но Горшенев слушает уже не столько его, сколько материализовавшегося зловещего двойника — насмешливого Шута (Евгений Ткачук), беззастенчиво норовящего склонить своего «клиента» к самоубийству.
Сериал «Король и Шут» пока единственный в своем роде на нашем кинорынке. Да, были кинопроекты о русских рокерах, причем чаще всего — в формате обычных полнометражных лент, но не было байопиков о живых андеграундных музыкантах, некоторые из которых к тому же играют самих себя (скрипач «Короля и шута» Дмитрий Ришко). Сериалы же у нас предпочитали снимать либо о русских шансонье, либо о советских эстрадных звездах эпохи застоя. Некая преемственность в этом отношении, конечно, присутствует и в «Короле и Шуте», каждая серия которого, как и в «Вертинском» Авдотьи Смирновой, посвящена истории создания какой-нибудь песни.
Не надо забывать, что «Король и Шут» - это история про панков, для которых режиссеры тоже успели выработать привычный набор штампов. К счастью, перед нами все-таки не очередная вариация на тему «Сида и Нэнси». Но вот пройти мимо стереотипа «панки грязи не боятся» создатели сериала все же не смогли. Если это туалет байк-клуба, то нас обязательно попотчуют нарочитой сценой спонтанного секса, а в реставрационном училище непременно вымажут краской с ног до головы. Вряд ли такая шаблонность органична для «сказочной» эстетики «Короля и Шута», участники которого двигались, как наперекор русскому року с его многозначительной туманностью, так и лобовому панк-року с его убийственной конкретикой.
Впрочем, жанр панк-сказки отработан в сериале по полной программе. Вторая линия кинопроекта проложена как раз в вымышленном фэнтезийном мире песен «Короля и Шута». Здесь наверняка оказались бесценными рекомендации консультанта фильма и главного этой вселенной Андрея Князева, потому что, например, интерпретация «Лесника» явно снята под влиянием его анимационного клипа на эту песню. В полной мере раскрыто в сериале и его дарование художника.
На фоне рассудительного Князя импульсивный Горшок на экране воплощает собой абсолютно иррациональное начало. Константин Плотников настолько глубоко погрузился в эту роль, что за него порою становится страшно, как за самого Горшенева, целиком ушедшего в два последних года своей жизни в роль демонического цирюльника Суини Тодда. Один в один снята не только мимика, моторика и манера говорить Горшка, но и каким-то непостижимым образом передана его невероятной мощи харизма. Возможно, только ради этой магии перевоплощения стоит досмотреть сериал до конца.
Что же касается фактологии сериала, то тут серьезных открытий, вероятно, ждать не стоит. Рустам Мосафир сотоварищи старательно перенесли на экран некоторые истории из воспоминаний басиста «Короля и Шута» Александра Балунова, а также остроумно обыграли некоторую его зацикленность на песне «Мотоцикл», музыку к которой он и сочинил. Вполне узнаваемы пространные рассуждения Горшка об анархии и Кропоткине, и концертные шутки музыкантов («сейчас запишем концерт на кассету и раздадим вам на выходе, но кассет у нас всего три!») Приятно видеть на экране не только музыкантов «Короля и шута», но и их реальных медиа-менеджеров, вроде Насти Рогожниковой (Анна Лаврентьева), которая была причастна к истории «Короля и шута» без малого 12 лет.
Денис Ступников, InterMedia