Екатерина Чичеткина/InterMedia

Виктор Сухоруков: «Питчинги - это унизительная экзекуция»

О СВОЕМ ГЕРОЕ В ФИЛЬМЕ ДМИТРИЯ СВЕТОЗАРОВА «ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ»

- Он - русский, который присвоил чужое имя и уехал по поддельным документам в Израиль. Он сбежал от неприятностей, которые сам себе взрастил на Родине. Это художник-неудачник, ищущий свое счастье и забредший на чужую территорию.

Если он дома не сгодился, то на чужбине он вообще никому не нужен. Осознав это, Нахимсон вернется, захочет все начать сначала, но у него это плохо получится. Это персонаж, без которого герою Стоянова не обойтись. А он, Ферапонтов, - лауреат премий, народный художник. Они бывшие друзья и коллеги. И случится ситуация, в которой они оба будут разбираться.

На днях я спросил у Мити Светозарова, какой жанр будет. Он сказал: трагикомедия. А я для себя не определил жанра. Но это точно шире трагикомедии: там тебе и детектив, и хичкоковщина, и веселые истории мошенников - столько всего наворочено...

О ПИТЧИНГЕ

- Само это слово меня оскорбляет! Я до сих пор не понимаю, почему такое «пипочное» слово обозначает некий конкурс, защиту сценарной основы. В этом есть унизительная экзекуция. Сидят художники и рассуждают, давать своему коллеге-художнику деньги или не давать. Что это такое? Я в этом участвовал когда-то, и не раз. Где-то везло, где-то - нет.

Когда только зародились эти питчинги, на них ходили только режиссеры и продюсеры. Актеры там не появлялись - не принято было. И я был первым актером, который пришел вместе с группой защищать сценарий. Тогда мне повезло. А в остальном никогда не везло: нужно собирать какие-то заявки, материалы, пыль в глаза, божья роса... Чего только не происходит на этих питчингах.

О ТОМ, КАК ПРЕДСТАВИЛ «ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ» НА ПИТЧИНГЕ

- Часто изначально понятно, что надо поддержать проект, но почему-то возникают какие-то проблемы. Вот Дмитрий Светозаров - старейший режиссер, давно зарекомендовавший себя. И вот он приходит на этот питчинг. Установили такой порядок - ладно. Но не поддержать хотя бы крохами такого режиссера - стыд!

Потом Светозаров говорит: «Снова подаю заявку на питчинг, только сам я уже туда не поеду. Если можешь, запиши видеообращение». Я нарядился, поставил перед собой телефон и говорю: «Уважаемая процедурная комиссия! Не валяйте дурака. Судьба дает вам такую интересную интригу.

Юра Стоянов - мой однокурсник. Он был самым юным на курсе в ГИТИСе, а я - самым взрослым. Мы жили даже один год в одной комнатке. И вот на старости лет, когда он уже пузатый и седой, а я плешивый, изношенный и со вставными зубами, судьба сталкивает нас благодаря режиссеру Светозарову в одну историю. И какую!

Можно говорить общими словами: история о человеческих отношениях, обмане, любви, но это мура собачья. Прожили жизнь и ничего не нажили, но остались счастливыми людьми. Вот о чем фильм. Эти два человека кого-то обслуживали, кому-то угождали, приспосабливались... А потом вдруг остановились на автобусной остановке, а на ней - ни лавочки, ни автобуса, ни встречи, ни дороги...»

Конечно, я немножко ерничал и издевался над ними, называя их «процедурной комиссией», причем в этот момент имел в виду песню Высоцкого. Я открыто призывал их дать денег, кланялся, протягивал руку с экрана и говорил: «Не пожалеете!»

О ТОМ, ПОЧЕМУ ТАК БОРОЛСЯ ЗА ЭТОТ ФИЛЬМ

- Я хочу победить с этим фильмом! Заманить публику в зал, чтобы она аплодировала, платила деньги. И тогда я пришел бы в это пространство питчингов и сказал бы: «Ну что, сволочи, не хотели, мурыжили два года, дали копейки, а вот смотрите, какой мы шедевр сварганили!» Это, конечно, может быть, мелочно, смешно, я вам все это с элементами иронии рассказываю... Но я правда не знаю, как средства распределяются сегодня...

У нас есть газета корпоративная «СК-НОВОСТИ» (печатный орган Союза кинематографистов. - Ред.): открываешь порой, там на развороте - кому дали деньги, кто в запуске, кто в производстве, кто в постпродакшене - океан имен! Море названий! Кто это?! Что это?! Где посмотреть-послушать-увидеть-пощупать? Тишина! А тем временем зрелый мастер Светозаров стоит в очереди за крохами поддержки...

Знаете, последний большой фильм у меня был «Чемпион мира» (спортивная драма вышла в 2021 году, в ней актер сыграл Виктора Батуринского, руководителя команды Анатолия Карпова. - Ред.). Но это было традиционно, даже как-то глянцево. А тут я окунулся в атмосферу павильонности, декораций... Даже свет из прожекторов дает ощущение какого-то того моего кинематографического времени, когда я мог этот процесс назвать иллюзионом.

И я так мечтаю победить - в том смысле, чтобы история получилась! А она должна получиться! Потому что у нас тут такая атмосфера творчества, добра, взаимопонимания! С Юркой Стояновым - полное согласие. Мы же с одного курса, вместе большую жизнь прожили, и судьбы почти одинаковые - то взлет, то посадка... Но главное в том, что он настолько талантлив, что я около него - как около батареи зимой! Я около него греюсь!

О РОДИНЕ

- Я дитя трех городов - Орехово-Зуева, Москвы и Санкт-Петербурга. И считаю, что все они и есть моя Родина. Цифра три - хорошая! Святая Троица, выпить на троих... И то, что судьба распределила меня на три города, делает меня счастливым. Раньше я тоже рассуждал о том, где малая родина, где большая... Сегодня, на старости лет, могу сказать - не бывает малой или большой, бывает Родина! Либо она есть, либо ее нет. Вторая, третья, пятая... Это что, котлеты, что ли, на сковороде?

(Глеб Губарев, «Телепрограмма», 09.04.23)

Последние новости