постер к сериалу

Рецензия на сериал «За полчаса до весны»: Белорусский мотив – в песне вереска, в песне ракит

Оценка: 6 из 10.

Показ сериала «За полчаса до весны» (2022, режиссёры - Степан Коршунов, Оксана Барковская, Кирилл Папакуль, в ролях – Артём Волобуев, Глеб Калюжный, Анна Банщикова, Сергей Годин, Евгения Лмитриева, Анатолий Лобоцкий, Александр Яцко и др.) начался на Первом канале и в онлайн-кинотеатре Start.

Первая неожиданность – сериал про ВИА «Песняры» вопреки странной традиции последних лет называется не «Песняры», а, по заголовку одной из песен, «За полчаса до весны». Вторая неожиданность – достижение кинематографистами почти полного портретного сходства с «Песнярами» 70-х. Воссозданием запоминающейся внешности лидера коллектива Владимира Мулявина создатели сериала не ограничились: все остальные участники ансамбля, действующие в картине под своими реальными именами, выглядят точь-в-точь, как их прототипы. В те времена на сцене у «Песняров» работало восемь человек, и никто из них не считался массовкой. Авторы «За полчаса до весны» переняли этот подход, даже несмотря на то, что современный зритель вряд ли способен сразу разобраться в этих усачах. Но это его, зрителя, проблемы: для сохранения исторической правды Леонида Борткевича в сериале называют Лёшей, а Владислава Мисевича – Змеем. Как в жизни. Со всеми музыкантами мы знакомимся в юмористическом эпизоде, где каждого из «Песняров» находят на «конспиративных квартирах» и за одну ночь делают им загранпаспорта для выезда в ГДР. Не менее скрупулезной была работа костюмеров: для сериала по старым фото были воссозданы восемь комплектов концертных костюмов «Песняров», причём тот же Мисевич не поверил, что это реплики – решил, что одежда всё же сохранилась в каких-то музеях.

На этом приятные неожиданности заканчиваются. Действие происходит в двух временах: в 70-е, когда Мулявин и «Песняры» задумались о создании собственной рок-оперы, и в 50-60-е, когда юный Володя учился играть на гитаре в родном Свердловске. В какой-то момент эти линии должны встретиться, но непосвящённому зрителю вряд ли понятно, как паренёк с Уралмаша стал главным популяризатором белорусского фольклора и фактическим создателем белорусской национальной эстрады. Байопик «За полчаса до весны» не сумел обойтись без большинства штампов, характерных для этого жанра. За нестандартными ходами – это, пожалуйста, к фильму «Рокетмен» и сериалу «Король и Шут», а про «Песняров» получите обычную историю на советском материале. Музыканты постоянно говорят (между собой) лозунгами о том, что не хотят плясать под чужую дудку, и очень страдают от того, что приходится идти на компромиссы с властью. А как же советским артистам пришло в голову заняться рок-оперой? А это они за границей случайно посмотрели «Иисус Христос - суперзвезда», после чего загорелись сделать что-то подобное. (В итоге у «Песняров» получилась опера-притча «Песня пра долю/Песня о доле» на стихи Янки Купалы.) Разговоры Мулявина с женой будто сгенерированы сбоившей нейросетью, настолько они неестественны. Сложный характер лидера «Песняров» (от которого в реальной биографии в разные годы ушло два состава музыкантов) показан через непредсказуемость и импульсивность его реакций. В ансамбле он то тиран, то отец родной, в семье то же самое, но эти яркие мазки вызывают у зрителей разве что неловкость. Остальным музыкантам характеров почти не досталось – да и зачем, если у них есть роскошные усы. Правда, юные тенора Борткевич и Кашепаров показаны неисправимыми бабниками – но это тоже скорее штамп, чем способ освежить повествование. Хотя если представить, что они «этими же руками» потом поют «Вологду» и «Беловежскую пущу», то зрительской фантазии будет где разгуляться.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости