Театр музкомедии из Екатеринбурга показал в Москве «идеальный мюзикл»
Свердловский театр музыкальной комедии представил в рамках конкурсной программы фестиваля «Золотая маска» мюзикл «Маленькая серенада» Стивена Сондхайма 18 апреля 2023 года на сцене театра Et Cetera. Спектакль претендует на премию «Золотая маска» как лучший в категории «Оперетта/Мюзикл», в частных номинациях фигурируют дирижер Борис Нодельман и исполнительница роли Дезире Татьяна Мокроусова. В остальных ролях выступили Надежда Басаргина (Мадам Армфельдт), Олег Прохоров (Фредрик Эгерман), Ксения Устьянцева (Анна Эгерман), Роман Березкин (Хенрик Эгерман), Андрей Опольский (Граф Карл-Магнус Малкольм), Маргарита Левицкая (Графиня Шарлотта Малкольм) и другие.
«Маленькую серенаду», поставленную на Бродвее ровно 50 лет назад и ставшую за полвека классикой, а теперь перекочевавшую на российскую эстраду, критика некогда окрестила «идеальным мюзиклом». После премьеры в Екатеринбурге в прессе прозвучала мысль, что российский спектакль «подтверждает эту характеристику». Показ в Москве также свидетельствовал о правдивости этих слов, однако важно констатировать, что «идеальный мюзикл» был показан в идеальных условиях. Привозным конкурентам «Маленькой серенады» – спектаклям «Великий Гэтсби» из Новосибирска и «Три товарища» из Перми – крайне не повезло со звуком. «Гэтсби» давали на сцене РАМТа, где музыкальные спектакли не раз теряли условные баллы, а показ «Трех товарищей» в Театре Вахтангова и вовсе обернулся акустической катастрофой (частично скомпенсированной проведенной назавтра успешной трансляцией). Свердловский же театр в прошлом году с триумфом отыграл на сцене Et Cetera мюзикл «Одолжите тенора», а ныне благодаря тем же самым идеальным условиям сумел донести все нюансы нового спектакля – интеллектуального, изящного и стильного.
Мюзикл, созданный Сондхаймом по мотивам фильма Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи», лишен остросюжетности, мистики, внешних эффектов и прочих «быстрых углеводов» зрелищности, его достоинства заключаются в более тонких материях. Он призван задевать струны души и находить в происходящем на сцене нечто ей созвучное. Либреттист Хью Уилер вслед за Бергманом выводит героев пьесы на перекрестки отношений, заставляя их взвешивать на невидимых весах жизненные ценности (брак, любовь, веру и т.д.) и при этом виртуозно совмещая легкий юмор и сарказм, лирику и драму, фривольность и целомудрие, глубокую философию и ненавязчивую развлекательность комических положений. Музыка Сондхайма чутко отвечает на все повороты, балансируя по настроению между жизнерадостностью венского вальса и глубокой сосредоточенностью «Размышления» Массне (о котором невольно вспоминаешь, слушая хитовую арию Дезире «Пришлите клоунов»). Всё это постановщики свердловского спектакля подают зрителю на блюдечке с предельной ясностью, любовно культивируя само естество текста и музыки и не пытаясь изобрести кривой велосипед.
Составляющие спектакля – и режиссура, не допускающая ни одной проходной реплики (работу начинал Кирилл Стрежнев, заканчивал Филипп Разенков), и сценография с костюмами, отвечающие духу заданного времени – началу ХХ века (работа известного тандема Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного), и очень достойная музыкальная часть– всё создает чрезвычайно органичное целое. Так что по совокупности достоинств «Маленькая серенада» могла бы выйти в лидеры среди фестивальных мюзиклов, при этом номинаций спектакль получил до обидного мало, в частности актерских. К примеру, из ролей второго плана можно выделить харизматичную Петру Натальи Пичуриной, сорвавшей овации знаменитой песней о сыне мельника. Впрочем, уже через несколько дней жюри объявит победителей, и хочется надеяться, что среди них по крайней мере прозвучит имя музыкального руководителя екатеринбургской постановки Бориса Нодельмана.
Татьяна Давыдова,InterMedia