постер к фильму

Рецензия на фильм «Тайное влечение»: Найк Борзов и Леонид Агутин как папы нового русского кино

Оценка: 6 из 10

Драма «Тайное влечение» была показана в конкурсе «Русские премьеры» 45-го ММКФ. Режиссер: Анастасия Венкова. В ролях: Мария Янычева, Дарья Балабанова, Антон Рогачев и др.

Будущая актриса Вета с удовольствием участвует во всевозможных занятиях и мастер-классах, но хочет явно большего. Отчаявшись в тщетных попытках получить роль в кино, она придумывает идею собственного спектакля. Замысел донельзя прост: мечты героинь русской классики.

В поисках того, кто мог бы реализовать ее идею, Вета случайно знакомится с польским режиссером Романом. Ментальный двойник Романа Полански приехал сюда по обмену. Он самоуверен и груб, предлагая Вете на первой же встрече заняться с ней сексом. Несмотря на своеобразие методов работы Романа, девушку влечет к нему настолько, что она совсем забывает о своем возлюбленном - однокурснике Денисе.

«Тайное влечение» - рефлексия молодого режиссера Анастасии (Стаси) Венковой по поводу современного кинопроцесса и собственного места в нем. Фильму присуща достаточно свободная форма: многие сцены имеют импровизационный характер, актерам дозволялось творить откровенную отсебятину, а грань между репетицией и завершенной сценой порою отсутствует вовсе.

В фильме задается слишком много вопросов, ответа на которые Стася Венкова давать не спешит. Приоткрывая для зрителя механику актерской профессии, она полагает, что каждый артист для себя должен решить, кем он станет через 5, 10, 20 (нужное подчеркнуть) лет, а также когда он умрет. При этом на главный вопрос, о чем должны мечтать современные актёры, она так и не даёт. Но из просмотра ленты складываются два варианта: получить роль любой ценой и подсидеть ради этого ближнего своего.

Линия с Романом получилась довольно захватывающей. Но она в фильме далеко не главная и ведет не совсем туда, куда ожидает зритель. Аллюзии на «Лолиту» Владимира Набокова и болезненное погружение в роль а ля «Черный лебедь» Даррена Аронофски позволяют предположить, что перед нами эротический триллер с фрейдистской подоплекой. Но в итоге эта коллизия, похоже, оказывается нужна Стасе Венковой просто для противопоставления разных актерских школ.

Методы Романа с растворением эго артиста в коллективном бессознательном диаметрально противоположны советской актёрской школе, которую олицетворяет в школе пожилая институтская наставница Алиса Алексеевна (как всегда, блистательное появление Розы Хайруллиной). Забавно, что западные авангардные изыски подаются в фильме как побочный эффект именно советской школы. В этом смысле особый вес приобретает экранный реквизит с разрезанными на части исполинскими фотоснимками Андрея Тарковского.

Ни Фрейд, ни Тарковский, ни Толстой с Анной Карениной, ни Островский с Анной Карениной, ни даже Сергей Соловьев, загадочная муза которого появляется на экране, не объясняют в «Тайном влечении» ровным счётом ничего. Сумрачные сцены с патологической подоплекой странным образом сменяются творческим студенческим бедламом, оправданность которого не усиливают даже беспроигрышная «Медведица» «Мумий Тролля» и мимолётное появление харизматичного Максима Кучеренко из «Ундервуда» в роли одного из преподавателей.

А подсознательные поиски Ветой отца выливаются появлением в этом качестве Найка Борзова, на месте которого изначально должен был быть Леонид Агутин, ограничившийся в итоге предоставлением пары песен для саундтрека. Может, конечно, в понимании Стаси Венковой это и есть пары современного российского кино, но как же тогда быть с тем же Тарковским и другими признанными мэтрами?

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости