Рецензия на фильм «Помилование»: Любовь во время войны
Оценка: 7 из 10
Военная драма «Помилование» была показана в конкурсе «Русские премьеры»45-го ММКФ. В прокат фильм выйдет 4 мая 2023 года.Режиссер: Айнур Аскаров. В ролях: Александр Новиков, Джамиля Мударисова, Гела Месхи и др.
1941 год. Бравый сержант Янтимер Байназаров прибывает в военкомат захолустного городка Терехта с ответственным заданием сформировать механизированную танковую бригаду. Поскольку на фронтах царит полная неразбериха, ничего конкретного ему на этот счёт никто не может сообщить. На ближайшую неделю Янтимер остаётся без продовольствия, зато гостя заселяют в здании бывшего курорта.
В Терехте Янтимер встречает таких же собратьев по несчастью — лейтенанта Леонида Ласточкина и механика Любомира Зуха. Они решают держаться вместе и вскоре действительно образуют сплоченную команду, которая отправляются на фронт. В одной из деревень Зух знакомится с горячей испанской красавицей Марией Терезой. Между ними завязываются романтические отношения, и в одну из ночей Любомир без спросу отлучается на танке на свидание. По законам военного времени теперь ему грозит расстрел за дезертирство.
«Помилование» готовится к выходу в кинопрокат к очередному Дню Победы. Но содержание фильма значительно отличается от батальной продукции последних лет. В условиях, когда повседневные новостные ленты больше напоминают сводки от советского Информбюро, нам показывают войну без войны и практически без единого выстрела.
При всей непритязательности внешней фабулы фильма (его содержание действительно можно пересказать буквально одной-двумя фразами), нам показывают очень неоднозначную коллизию о мучительности нравственного выбора. Вряд ли правы окажутся те, кто ринется искать спойлер уже в самом названии ленты. Помилование надо понимать, прежде всего, в евангельском смысле как иллюстрацию к Христовой заповеди «блаженны милостивые ибо помилованы будут».
Главным сюжетным двигателем здесь оказывается не война, а любовь. Каждого из ключевых персонажей это чувство накрывает с головой - и от того, как они с ним обойдутся, зависит не только их судьба, но и жизни тех, кто с ними рядом. Основной посыл «Помилования» можно передать крылатой фразой «выживут только влюблённые», но, правда, и её не стоит механически проецировать на участь героев. Слишком много нюансов, слишком много «но»…
Образовавшийся клубок противоречий кажется порою настолько неразрешимым, что фильм можно рассматривать в русле трагедии как вида драматического действа, когда масштаб разрушений таков, что из образовавшегося конфликта без потерь не выйти уже никому. Здесь правы все и неправ никто. Недаром режиссер Айнур Аскаров считает «Помилование» всеобъемлющей метафорой, которую можно проецировать практически на любую сложную современную ситуацию. Достаточно поразмышлять над символикой имени Любомир.
По-другому быть, наверное, не могло, потому что в основу «Помилования» положено современное классическое произведение — одноименная повесть башкирского писателя Мустая Карима (1919-2005). Именно поэтому в фильме присутствует национальный аспект: когда, например, Янтимера просят назвать русский аналог своего имени, он с достоинством отвечает, что такового нет в природе. Тем не менее, «Помилование» будет близко и понятно каждому, кто не до конца очерствел сердцем. Ведь «милосердие» в фильме — отнюдь не «поповское слово», как наивно полагал Глеб Жеглов.
Денис Ступников, InterMedia