Pixabay

Обращение зарубежных мейджоров за ИТ-льготами удивило российские музыкальные лейблы

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая зарубежных музыкальных мейджоров, обратилась к министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву с просьбой включить звукозаписывающие компании в перечень организаций, которые могут получить аккредитацию ИТ-компаний. Аналогичное письмо было направлено вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, который курирует сферу ИТ, сообщают «Ведомости». Такое решение может дать компаниям широкий набор льгот, в том числе налоговых.

НФМИ в своем письме сообщает, что основным источником дохода для музыкальных лейблов является предоставление прав на дистрибуцию музыкального контента через стриминговые сервисы, что подразумевает создание, поддержку, администрирование и иное использование программ для ЭВМ и баз данных.

Минцифры пока не готово согласиться с идеей музыкальной федерации.

– В обращении НФМИ недостаточно информации, чтобы сделать вывод об отнесении компаний, осуществляющих деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений, к ИТ, – заявил представитель министерства «Ведомостям». – Компания должна получать не менее 30% дохода от ИТ-деятельности, чтобы претендовать на аккредитацию.

Участники российской звукозаписывающей отрасли также с недоумением встретили инициативу НФМИ. Исполнительный директор Ассоциации Музыкальной Индустрии (АМИ) Дмитрий Коннов отметил, что мейджоров – учредителей НФМИ едва ли можно отнести к ИТ-компаниям: программные решения для доставки контента на стриминговые платформы принадлежат внешним по отношению к лейблам структурам: «Они не осуществляют сам процесс работы с конечным пользователем и не обременены созданием программных продуктов для этих целей. Максимум, что они могут себе позволить, – это содержать в штате своих российских представительств системного администратора для обеспечения работы компьютерных сетей, почты и т.д. внутри компании».

К ИТ-компаниям с куда большим основанием можно отнести агрегаторов – технических посредников, к услугам которых прибегают российские лейблы, чтобы доставить контент цифровым сервисам, в первую очередь стримингам. «Именно эти компании обеспечивают предоставление правообладателям всей необходимой информации о распространении их фонограмм, формируют отчеты и статистику для анализа, обеспечивают все технические требования стриминговых площадок. Для выполнения этих задач агрегаторам необходимо содержать большой штат ИТ-специалистов для разработки и поддержания работы баз данных с информацией об объектах интеллектуальной собственности, работы личного кабинета и т.д.», –отметил он.

Дмитрий Коннов напомнил, что сейчас на российском рынке работают три таких агрегатора: российская компания Zvonko Digital и зарубежные игроки Believe и ONErpm.

Между тем учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили. «Как можно просить льготы тем, кто покинул рынок и не осуществляет деятельность ни по созданию, ни по доставке контента и тем более не может быть “голосом” индустрии?» –задается вопросом исполнительный директор АМИ.

По словам Дмитрия Коннова, логичнее было бы поддерживать лейблы не как ИТ-компании, а как представителей креативных индустрий. Музыкальным компаниям были бы очень полезны налоговые льготы по образцам тех, которыми пользуются киноотрасль и книжная индустрия. «Это было бы уместно, особенно если учесть впечатляющие успехи на ниве импортозамещения, которые наша отрасль продемонстрировала в последние годы: в 2020 году доля потребления локального музыкального продукта достигла 80% и продолжает расти», – добавил он.

InterMedia напоминает, что Ассоциация Музыкальной Индустрии была основана в апреле 2022 года. Ее учредители – «Первое Музыкальное», продюсерский центр Velvet Music и объединение Gazgolder. Среди членов Ассоциации – российские музыкальные компании, объединяющие более 50% музыкального рынка.

По данным информационного агентства InterMedia, индустрия музыкального стриминга по итогам 2022 г. упала на 30–50% до 5–7 млрд руб. В первую очередь это связано с уходом зарубежных площадок и отключением монетизации YouTube.

По мнению главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, централизованная поддержка музыкальных компаний – логичный шаг, но лучше все-таки делать это более системным и понятным путем.

– Вклад творческих организаций в развитие общества измеряется не только и не столько деньгами – через создание образов они управляют сознанием масс. Власти это хорошо известно: можно вспомнить о том, что с самого начала Великой Отечественной прилагались целенаправленные усилия для направления артистов и администраторов не на передовую, а в художественные коллективы, многие из которых экстренно создавались именно в эти годы на постоянной основе. Сейчас поддержка властей должна быть максимальной и при этом основанной на системной экспертизе – а вот её в сфере культуры только предстоит восстановить.

Эксперт добавил, что для поддержки музыкальных компаний помимо налоговых льгот нужна система постоянного – не разового – госзаказа, льготная аренда, упрощение условий получения грантов и др.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости