Рецензия на фильм «Беглец»: Вокруг одни враги
Оценка: 6 из 10
Боевик «Беглец» выходит в российский прокат 25 мая 2023 года. Режиссёр: Рик Роман Во. В ролях: Джерард Батлер, Навид Негабан, Али Фазал и другие.
Фильмы с Джерардом Батлером уже давно стали среди боевиков отдельным поджанром «дайте бате кино посмотреть». Как правило, это нетребовательные коридорные экшен-фильмы про спасение людей из горячих точек или истории о том, как герой Батлера сам оказывается в горячей точке. Природная харизма актёра располагает к брутальному зрелищу, а его добрые глаза вкупе с живой мимикой позволяют чуть удачнее сымитировать душевные переживания, чем, к примеру, Джейсон Стэйтем выдавливает из себя в своих боевиках. У Батлера такая внешность, что на него хочется положиться хоть в ситуации с захватом террористами самолёта, хоть при мировом апокалипсисе. Он среди героев второсортных боевиков обладает всеми чертами настоящего отца, глядя на которого веришь, что такой мужчина ради выпускного дочки запросто перевернёт с ног на голову весь Ближний Восток.
В «Беглеце» этот образ непутёвого семьянина (документы на развод ещё не подписал), но любящего отца снова очеловечивает механический сюжет про неубиваемого спецагента в Афганистане и заодно сближает героя Батлера с Джоном Макклейном. Том Харрис (Батлер) только что взорвал стратегически важную военную базу в Иране и готовится потихоньку возвращаться к семье в Лондон. Однако в Дубаях его самолёт задерживают, как оказалось, неспроста: давний знакомый просит услужить ему в плёвом дельце и сопроводить одного афганского переводчика до пункта назначения. Параллельно этому иранская разведка устанавливает личность подрывника, и теперь рядом с физиономией Харриса появляется денежное вознаграждение в крупных размерах.
За Харрисом охотятся, прямо как за Джоном Уиком. По ходу сюжета он пересекается (загибайте пальцы) с иранской разведкой, пакистанским наёмником, таджикскими повстанцами, афганской армией и двумя широко известными террористическими организациями. За кадром остаются военные силы Индии и России. Сам Харрис – агент ЦРУ, которого переманили из МИ-5. Британцы в итоге оказываются единственными, кто может помочь герою: ровно через 30 часов они на минуту приземлятся на заброшенном аэропорте Кандагара, чтобы эвакуировать своих. До Кандагара 600 километров, которые Харрис должен как-то преодолеть меньше, чем за двое суток, и не словить пулю от кого-нибудь из вышеупомянутого списка охотников за его головой.
Сюжет в «Беглеце» достоин пера Джона Ле Карре: кто откуда и против кого – запомнить не так легко. С другой стороны, этого и не требуется, поскольку большинство врагов Харриса – безликие, и в конце концов умирают. Вообще, если вы ждёте от нового фильма Рика Романа Во шквал из безмозглого экшена, как в недавнем «Крушении» с тем же Батлером, то «Беглец» вас точно разочарует. Экшена на два часа экранного времени здесь маловато, но поставлен он недурно. Много зрелищных погонь, снятых с вертолётов, дронов и мчащихся под 100 км/ч автомобилей. Гонки по пустыням, по тесным городским базарам, неплохая перестрелка в ночи один на один с вертолётом на открытой местности, когда твоё преимущество – это очки ночного видения. Можно сказать, что в плане экшена «Беглец» берёт качеством, а не количеством.
Забавно, что в российский прокат фильм выходит на неделю раньше «Переводчика» Гая Ричи, чьи сюжеты, мягко говоря, похожи. Американский солдат застревает в Афганистане вместе с местным переводчиком. Это описание обеих картин. Также эти два фильма затрагивают тему выхода американской армии из Афганистана в 2021 году. У Ричи события развиваются параллельно окончанию американского вторжения, а у Романа Ро мы видим последствия того политического решения: мир так и не пришёл на Ближний Восток. Порой кажется, «Беглец» этой проблеме уделяет даже больше внимания, чем можно было ожидать от боевика с Джерардом Батлером, которые люди смотрят не ради рефлексии по поводу геополитического кризиса ближневосточных стран.
Но Батлер, видимо, нашёл своего режиссёра, и это не может не радовать. Вместе с Риком Романом Во они сначала в последний раз спасли президента – то было плохое кино, но начало хорошей дружбы – а потом ушли к спасению частной жизни на фоне глобальной катастрофы. В «Гренландии», лучшем фильме Батлера за долгие годы, Роман Во понял, что порой нужно приглушать американский пафос и акцентировать внимание зрителей на универсальных мотивах, например, на первобытном стремлении мужчины оберечь своих близких от любой угрозы. Или, как здесь, на отчаянном, наивном желании матёрого киллера попасть на дочкин выпускной.
Вадим Богданов, InterMedia