Перерождение российской киноиндустрии обсудили на Московском предпринимательском форуме
Дискуссия, посвященная будущему кино и медиа, состоялась в рамках Московского предпринимательского форума в концертном зале «Москва» 23 мая 2023 года. Модератором выступил руководитель проекта «ТопБлог», автор программы «Digital–продюсер» НИУ ВШЭ, основатель и СЕО диджитал-агентства bQ Group Дмитрий Бескромный.
Начиная дискуссию, заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина напомнила присутствующим о наблюдаемом в последнее время буме российских сериалов.
– Сейчас все онлайн-кинотеатры вкладывают большие силы именно в сериалы собственного производства. Это сильно изменило индустрию – есть потребность в молодых специалистах, потому что не хватает современного взгляда. Поэтому все онлайн-платформы поддерживают различные киношколы и работают с молодыми командами, с которыми еще лет пять назад работать не были готовы, – заявила она.
По словам спикера, с индустрией за последнее время не случилось никаких катастроф, а производство и смотрение оригинального контента за последний год выросли на 125%.
Кроме того, Светлана Сонина отметила, что куда эффективнее не пытаться напрямую делать социально значимый контент, а интегрировать серьезные смыслы в популярные по форме произведения. При этом нельзя недооценивать и умение делать просто популярный контент, поскольку люди имеют право и на развлечения в чистом виде, не отягощенные дополнительными смыслами.
Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова заявила, что анимационное производство за последние годы вышло на индустриальный уровень и стало одной из самых быстроразвивающихся сфер креативных индустрий.
– Наши студии сейчас в состоянии производить по несколько мультфильмов одновременно, причем это как сериальная, так и полнометражная продукция. В прошлом году ушли голливудские мэйджоры, и наши анимационные компании смогли оперативно выпустить 12 полнометражных релизов, не говоря уже о сериалах, – рассказала она.
По словам эксперта, контент сейчас требуется постоянно, и индустрию, способную обслуживать этот запрос, невозможно было бы построить без поддержки государства. В первую очередь, Ирина Мастусова отметила налоговые льготы, в том числе – льготы по страховым взносам. По ее мнению, они позволили анимационным компаниям направлять больше средств в расширение производства.
Эксперт в области культуры и развлечений, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что многие вопросы решаются в стране без всякой аналитики, поэтому часто «получается то, что получается», а законодательство в сфере креативных индустрий крайне устарело.
Эксперт напомнил, что в последние годы изменилось большинство форматов доставки произведений аудитории. В частности, в структуре интернет-трафика, по данным Cisco, видео (в том числе и кино) уже давно доминирует и продолжает активно расти. По этой причине будет сохраняться высокий спрос на любые форматы: «Короткие, длинные, вертикальные, горизонтальные – все будет востребовано. Другой вопрос – удастся ли это монетизировать».
Объемы и доли потребления глобального интернет-трафика по сегментам, 2017–2022 гг., %
Примечание:
Эб – Эксабайт (единица информации, равная 10 в 18 степени байт)
Источник: Cisco
– Если есть инфраструктура, которая дает возможность монетизировать разнообразный продукт, то любой предприниматель, который делает что-то интересное, может рассчитывать на вознаграждение. А вот сейчас это практически невозможно: инфраструктура рассыпалась, со стороны властей поддержка наблюдается только фрагментарная, несистемная. Далеко не во всех креативных индустриях есть отраслевые ассоциации, которые выполняли бы важнейшую функцию донесения до власти критических проблем и способов их решения, – заявил эксперт.
По мнению Евгения Сафронова, отлаженная инфраструктура позволила бы создавать в несколько раз больше востребованного контента, чем сейчас, и за него «должна была бы идти борьба», его создатели должны были быть “на вес золота”.
Спикер указал на ряд принципиальных проблем законодательства в сфере культуры – в частности, в законе не определено многое из того, что сейчас называют “креативными индустриями”. В условиях неотлаженной инфраструктуры это приводит к тому, что господдержка далеко не всегда направляется действительно полезным обществу творцам и организациям.
Генеральный директор компании Black Box Production Павел Сарычев рассказал о новых инструментах, используемых в киноиндустрии. Он заявил, что сейчас слишком много внимания уделяется технологиям, которые далеко не всегда способствуют главному – раскрытию истории и творческого замысла.
– Сейчас мы много говорим про нейросети, а пять лет назад мы точно так же рассуждали про VR, шли дискуссии, что все кино будет в виртуальной реальности. Еще чуть раньше, десять лет назад мы все стояли в очереди на 3D, и рассуждения были о том, что все кино теперь будет в 3D… – напомнил спикер. – Нейросети – это лишь новый инструмент. Они могут нарисовать картинку, но не могут написать сценарий лучше, чем 95% сценаристов.
По мнению эксперта, нейросеть можно использовать для виртуального продакшена, но иногда быстрее и дешевле все же снимать на реальной локации, чем рисовать и генерировать декорации на экранах.
Павел Сарычев также напомнил, что появление цифровых камер произвело революцию в киноиндустрии, но практически не ускорило рабочие процессы. Когда исчезла необходимость перезаряжать пленку, на перестановку камер при съемке стало уходить всего 10–15 минут. Но «режиссеры, оператор и актеры за это время не успевают подготовиться к кадру, то есть при технической возможности производить часы контента, истории не стали создаваться быстрее», – завершил он свою мысль.
Директор кинокомиссии Filming Azerbaijan Илькин Махаммадли поднял вопрос международных связей в киноиндустрии. Он напомнил, что многие российские зрители любят индийское кино и оно вызывает у них ностальгические чувства. При этом современное кино Индии активно развивается как качественно, так и количественно - сейчас в стране производится около трех тысяч игровых фильмов в год.
– В индустрии важны зрители. С азиатскими странами можно развивать копродукцию, потому что таким образом количество зрителей практически удваивается, появляются новые возможности для выхода на международные рынки, – рассказал спикер.
Он также напомнил, что международные съемки развивают и другие индустрии. Так, когда приезжают иностранные кинокомпании, во время производства кино зарабатывают также отели, кейтеринг и другие отрасли.
В заключении сессии спикеры сошлись во мнении, что российская киноиндустрия сейчас переживает интереснейший период, и это скорее перерождение, нежели кризис.
Павел Соломатин, InterMedia