Рецензия на фильм «Моё преступление»: Милая авантюра в стиле ретро
Оценка: 7 из 10
Премьера французской комедии «Моё преступление» состоялась в рамках фестиваля «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. В российский прокат фильм выходит 22 июня 2023 года. Режиссёр: Франсуа Озон. В ролях: Надя Терешкевич, Ребекка Мардер, Изабель Юппер, Фабрис Лукини, Дэни Бун и другие.
Французский хамелеон Франсуа Озон снимает часто, но непредсказуемо. После провокационного хичкоковского триллера может запросто последовать строгая драма про педофилию в церквях, после душераздирающей истории о первой любви на берегу Нормандии – трезвый взгляд на тему эвтаназии. Два последних фильма режиссёра тоже очень разные, но пересекаются в одном: оба про мир кино. Год назад вышел «Петер фон Кант», ремейк классики Фассбиндера, а сейчас его более легковесный и светлый антипод – комедия «Моё преступление», напоминающая, что тот же режиссёр когда-то снял «Отчаянную домохозяйку» и «8 женщин».
Фильм, ставший украшением первого фестиваля «Пример интонации», переносит зрителя в благоухающий Париж 1930-х годов. Молодая красавица Мадлен (Надя Терешкевич) никак не может получить хоть какую-нибудь роль, которая помогла бы ей расстаться с бедностью. Вместе с подругой-начинающим адвокатом Полин (Ребекка Мардер) они снимают скромную мансарду и просрочивают выплату уже на несколько месяцев. Один богатый продюсер предлагает Мадлен сыграть горничную за 10 тысяч франков. Сумма огромная, но есть нюанс. Девушка должна будет периодически навещать продюсера в его загородном доме, где и проходило собеседование. Узнав об этом условии, Мадлен закатывает истерику и убегает прочь. На следующее утро в дверь Полин и Мадлен стучится полицейский и сообщает, что продюсер был найден мёртвым у себя дома с пулей в голове.
Фильм основан на пьесе Жоржа Берра и Луиса Вернея. Один из них также автор пьесы «Миллион», по которой Рене Клер в 1931-м снял замечательную комедию о том, как бедный художник узнаёт о своём выигрыше в лотерею, но никак не может найти свой выигрышный билет. «Моё преступление» стилистически отсылается именно к этому фильму: это такая же ретро-авантюра про цепочку комедийных эпизодов с участием множества второстепенных, но колоритных персонажей. Сюжет получился жутко увлекательным, хотя, по сути, ничего нового в нём нет. Лишь грамотно поданные знакомые сочетания: детективная интрига «кто убийца?» плавно перетекает в судебный фарс и комедию ошибок.
Франсуа Озон умеет работать с образами сильных и независимых женщин в кино, и в «Моём преступлении» он по-хорошему иронизирует над всеми основными постулатами феминизма. Это, безусловно, помогает фильму выстроить связь с кинематографом сегодняшнего дня, но даже без поиска в нём каких-то актуальных веяний картина работает безотказно. История самодостаточная и красочная, актёры подобраны идеально. Ни у Терешкевич, ни у Мардер до этого не было заметных ролей, зато теперь их карьеры могут пойти резко в гору. Здесь они крайне органичны, хотя, конечно, теряются при появлении на экране Изабель Юппер в роли одиозной звезды немого кино. Но спрашивается: а кто бы не потерялся?
Довольно странно, что 23-й фильм многоуважаемого француза прошёл мимо главных мировых фестивалей. Возможно, причина в том, что «Моё преступление» — это первое чисто зрительское, озорное кино Озона за долгие годы, что, впрочем, не мешает причислить его к одним из лучших в карьере. Отдушина после всех тяжеловесных драм по обе стороны экрана. Лёгкая комедия выходного дня, которая держит зрительское внимание до самого конца в первую очередь благодаря остроумному сценарию и заполняющему каждый кадр бесконечному очарованию старого кино.
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia