Рецензия на фильм «Белый список»: Кто виноват?
Оценка: 7 из 10
Премьера российского триллера «Белый список» состоялась на фестивале «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. Фильм выйдет в онлайн-кинотеатреKion позднее в этом году. Режиссёр: Алиса Хазанова. В ролях: Алексей Серебряков, Владимир Аверьянов, Евгения Крегжде, Виктория Мирошниченко и другие.
От балерины, ставшей режиссёром, можно ожидать чего угодно. И действительно: Алиса Хазанова удивляет уже вторым фильмом подряд. В своём дебюте «Осколки» она довольно смело взаимодействовала с тонкими материями работ Алене Рене, перенеся его Мариенбад в пространство современного ресторана. Получилось неоднозначно, но по-своему притягательно. Её вторая картина называется «Белый список», и она совершенно не похожа на дебют. Это – фильм-расследование про «группы смерти» в соцсетях, холодный детектив и одновременно острое социальное высказывание на тему, которую в российском кинематографе принято избегать.
История, растянувшаяся на 4 года, стартует в 2015-м. Двух московских следователей отправляют в подмосковный Подольск по делу самоубийства местной школьницы, спрыгнувшей с крыши высокоэтажки и перед этим удалившей всё из памяти своего телефона. О происшествии широкая общественность узнала из газетной статьи, в которой вывелась общероссийская тенденция – за последний год подростки по всей стране стали резко кончать жизни самоубийством. Расследование выводит на целые группы в теневом интернете, где податливых и психически нестабильных детей обрабатывают на попадание в так называемый «белый список»: участнику предлагается совершить 12 смелых шагов, последний из которых – с крыши дома.
Опытный следователь Коротков (Алексей Серебряков) и его молодой ретивый напарник Лазарев (Владимир Аверьянов), приехавшие в Подольск для «галочки», вскоре оказываются втянуты в катастрофу невиданных масштабов, которая меняет жизни обоих кардинальным образом. «Белый список» на самом деле ощущается большим и важным проектом. Роман Волобуев начал работать над сценарием картины ещё в 2016, вскоре после выхода в «Новой газете» той сенсационной статьи с ошеломляющими цифрами (и при этом значительно заниженными) о подростковых суицидах. Сюжет «Белого списка» тоже, как и расследование, затягивается на долгие годы, что придаёт происходящему особый размах, соответствующий проблеме.
Алиса Хазанова после того как попробовала сыграть по правилам новой французской волны в своём дебюте, второй фильм выстраивает уже по законам жанра корейских триллеров. Среди главных референсов «Белого списка» напрашиваются «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо: у фильмов схожая нагнетающая атмосфера, такая же образность зла и детективная линия, которая намеренно разваливается по ходу дела. Сценарий Волобуева (написанный в соавторстве с режиссёром) полон как непредсказуемых сюжетных поворотов, за что мы любим корейские триллеры, так и его фирменных отсылок на кино и реальные исторические события. Не обошлось также без журналистских инсайдерских шуток и здорового цинизма, благодаря которому удалось избежать сухости и морализаторских выводов а-ля «во всём виноваты эти ваши кампуктеры».
Вообще на вопрос «кто виноват?» герои пытаются ответить на протяжении всего фильма. Иногда кино Хазановой заставляет вспомнить «Левиафана» Звягинцева («каждый виноват в чём-то своём»), но в целом мы наблюдаем равносильное противостояние коллективной вины и частной. Виновата либо система, либо конкретный человек – вряд ли здесь может быть однозначный ответ. К счастью, фильм тоже до самого конца остаётся неоднозначным. «Белый список» — это не то кино, которое даёт ответы, это кино, которое заставляет задуматься. Данных статистики суицидов среди школьников нет в открытом доступе. Тема как будто бы специально замалчивается в государственных масштабах. Сам факт существования «Белого списка» — это поступок социального значения, при этом картина получилась весьма зрительским, доступным проектом с увлекательным детективным сюжетом. Редкий по меркам отечественного кино баланс качества исполнения и смыслового наполнения.
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia