Рецензия на фильм «Париж, 13-й округ»: Самая страстная экранизация комиксов
Оценка: 7 из 10
Французская мелодрама «Париж, 13-й округ» вышла в российский прокат 8 июня 2023 года. Режиссёр: Жак Одиар. В ролях: Люси Чжан, Макита Самба, Ноэми Мерлан и другие.
Вся фривольность и непредсказуемость французского кино как будто сконцентрировалась в одном человеке – в Жаке Одиаре, чей каждый новый фильм настолько не похож на предыдущий, что порой сомневаешься, что у них один автор. Криминальный триллер про двойную жизнь, тюремная гиперреалистичная драма, мелодрама об ампутированных душах (и конечностях), арт-боевик о подставных семьях и ревизионистский вестерн про братьев-оппортунистов. Что дальше, мёсье Одиар? Чёрно-белая экранизация комикса о миллениалах в поисках любви? Конечно, почему нет.
«Париж, 13-й округ» на первый взгляд кажется наименее типичным фильмом режиссёра. Здесь четырёх персонажей разных этнических групп и сексуальных ориентаций закручивает в нескончаемый водоворот чувств и секса. Китаянка Эмили (Люси Чжан) сдаёт квартиру молодому чернокожему французу-преподавателю Камилю (Макита Самба), в которого влюбляется, с которым спит и очень быстро расстаётся, потому что Камилю не нужны серьёзные отношения и он в целом бабник. Через какое-то время Камиль, устроившийся в риэлтерскую компанию, влюбляется в затравленную студентку Эмбер (Дженни Бет). У них начинаются отношения, но во время занятий сексом девушке не удаётся достичь оргазма, потому что, как выясняется, Эмбер влечёт к вэбкам-модели, на которую она странным образом похожа. Вся эта мелодрама разворачивается в далеко не самом благополучном 13-м округе Парижа, что легонько сбивает романтический флёр картины и опускает её с небес на землю.
Однако фирменные мотивы Одиара всё же прослеживаются и в этой артистичной, визуально соблазнительной (самое сексуальное в фильме не обилие голых тел, страстно занимающихся любовью, а операторская работа) мелодраме о поколении dazed and confused 21 века. Это отчасти история о вторых шансах и поиске лучшей жизни, проходящая лейтмотивом большинства картин Жака Одиара, поэтическая медитация о целительных свойствах любви, если она именно та самая – настоящая и, в контексте времени, без фильтров. Любовь на ощупь, без рамок и границ, гендерных, расовых, этнических и социальных, кинематограф тактильного познания, ода беззаботной, но тревожной молодости, соцреалистичный комикс о свободе выбора и страхе одиночества.
В «Париже…» хорошо прослеживается рука со-сценаристки Одиара – Селин Сьяммы, снявшей «Портрет девушки в огне» и «Маленькую маму». По сути, это скорее даже её фильм, нежели постановщика «Пророка» и «Братьев Систерс». Снова драма о женской эмансипации (Ноэми Мерлан опять играет неудовлетворяемую мужчинами девушку, которой приходится сублимировать свою сексуальную энергию куда-то ещё: в «Хорошем человеке» в смену пола, в «Джамбо» в отношениях с аттракционом, здесь – с вэбкам-моделью). Как и везде у Сьяммы, мужчины в «13-м округе» пародии на самих себя, персонажи-функции, беспомощные и слабые, в конечном счёте остающиеся в дураках. Тем не менее, даже с учётом слабого и не цепляющего сценария, Жак Одиар отыгрывается за счёт прекрасной режиссуры, отсылок на Вендерса, тональных реверансов в сторону Ромера и Аллена. Кроме того, «Париж, 13-й округ» звучит и выглядит так, что в него можно влюбиться лишь только за его динамичные панорамы неспящего, как у Матьё Кассовица в «Ненависти», города, в котором всегда бурлит жизнь и закручиваются свои сюжеты (порой поинтереснее, чем в самом фильме). И отдельное наслаждение – это нежный электронный саундтрек от Rone в духе дрим-поп композиций французского квартета M83.
Вадим Богданов, InterMedia